Преждевременно родившийся ребенок

05 марта 2013 Преждевременно родившийся ребенок

Преждевременно родившийся ребенок, также как и ребенок, родившийся в срок, но с маленьким весом (меньше чем 2,4 кг), нуждается в особом уходе.

Ребенка с очень маленьким весом обычно на некоторое время оставляют в родильном доме или больнице. Лишь после нормализации физиологических функций и определенной прибавки в весе новорожденных выписывают домой. Двадцать лет назад врачи практически не разрешали родителям общаться с их недоношенными детьми из опасения навредить этим хрупким маленьким существам. Сегодня родителей, наоборот, поощряют как можно чаще навещать своих новорожденных в больнице и во время этих визитов контактировать с детьми – дотрагиваться до них, ухаживать и разговаривать с ними.  Психологи утверждают, что такое поведение родителей способствует как установлению эмоциональных связей между родителями и ребенком, так и лучшему развитию недоношенных детей.

Дома родители, прежде всего, должны  обеспечить ребенку тепло, так как механизмы терморегуляции у него еще очень несовершенны, охлаждение может вызвать изменение обмена веществ и привести к нарушению дыхания, что очень опасно для жизни малыша.

В комнате, где помещается ребенок должно быть очень тепло, около 27 градусов и днем и ночью. Воздух следует чуть увлажнять, поставив на подоконник банку с водой. Постель для новорожденного должна быть небольшой по размеру. Лучше всего укладывать ребенка в большую корзину, так как в обычной детской кроватке ему будет трудно сохранить тепло. Не следует пользоваться подушками вместо матраса, так как они слишком мягки, что вредно для формирующегося тельца ребенка.

К тому времени, когда вес ребенка достигнет 2,3 кг, можно снизить комнатную температуру до 24 градусов, а при весе 2,7 кг – до 21 градуса.

Поскольку недоношенный ребенок особенно подвержен разного рода инфекциям, лучше, чтобы за ним постоянно ухаживали одни и те же родные и близкие. Доступ других взрослых желательно предельно ограничить.

Подбирая режим кормления для малыша, следует исходить из его веса. Если ребенок выписан из больницы с весом 2,5 кг или более, ему, скорее всего понадобится 2,5 - 3-часовой интервал между кормлениями днем и 3 - 4-часовой интервал ночью. В дальнейшем по мере роста он сам подскажет вам изменения в режиме.

Главное, чего с самого начала следует избегать, так это попыток заставить ребенка съесть больше, чем он хочет. Иногда мамам кажется, что малыш будет быстрее набирать вес, если выпьет больше молока. А чем больше он поправится, тем будет здоровее. Однако сопротивляемость организма инфекциям никак не связана с полнотой. Это уже давно доказано педиатрами. Кроме того, не забывайте, что у вашего малыша есть естественный аппетит, его организм развивается по индивидуальному графику и сам знает, как и когда обеспечить необходимую скорость роста. Если вы будете регулярно стремиться накормить ребенка большим количеством молока, чем он сам хочет, вы лишите его аппетита и не ускорите, а наоборот, замедлите его рост.

Обычно родителям недоношенного ребенка трудно преодолеть свое беспокойство за него, особенно в первое время. Малыш кажется крошечным и беспомощным. Если ребенок несколько недель находился в больнице и родители жили без него, они часто чувствуют себя испуганными и неподготовленными к моменту выписки ребенка домой. Они даже могут найти множество причин, по которым пока не могут взять его к себе (кто-то нездоров, нет коляски, кроватки и т.п.)

Когда же малыш, наконец попадает домой, родители испытывают мучительное волнение из-за температуры в комнате, дыхания ребенка, кормления, срыгивания, икоты, режима, плача и т.д. Должно пройти несколько недель, прежде чем беспокойство родителей снизится и они почувствуют себя увереннее. А через несколько месяцев, когда малыш окрепнет и подрастет, родители убедятся, что он такой же развитый и здоровый, как и любой другой ребенок.

Иногда тревогу родителей усиливают разговоры знакомых и родных о том, что недоношенные дети на всю жизнь остаются болезненными и слабыми. Так ли это? Современная наука располагает фактами, свидетельствующими, что рожденные с маленьким весом, недоношенные дети быстро догоняют сверстников. К концу 2-го года различия между доношенными и недоношенными детьми в большинстве случаев стираются по показателям как физического, так и психического развития.

Однако есть данные, показывающие, что недоношенные дети склонны к эмоциональной неустойчивости, у них, чаще, чем у других, проявляется повышенная возбудимость центральной нервной системы, а их поведение более аффективно.

Что же можно посоветовать родителям недоношенного ребенка – как к нему относиться, как с ним общаться и взаимодействовать?

Прежде всего, Вы должны сказать себе, что Ваше беспокойство о малыше, пока он новорожденный, вполне естественно и то же самое испытывают все другие родители. Ваши переживания из-за слабости, хрупкости, беспомощности ребенка носят временный характер и, несомненно, пройдут, как только малыш наберет вес и окрепнет. Старайтесь убедить себя, что Ваш ребенок такой же, как и все нормальные дети, но пока еще очень маленький, нуждающийся в особых условиях адаптации. Со временем Вы увидите, что его физическое и психическое развитие происходит так же, как у других детей.

Однако в первые месяцы жизни недоношенные дети в своих психических проявлениях и поведении несколько отличаются от вовремя родившихся детей. Они выглядят как менее оживленные, отзывчивые, более раздражительные и сонные, их плач не похож на плач младенцев, родившихся в срок. Кроме того, их двигательная координация бедна, руки и ноги  двигаются дезорганизовано, с частыми подергиваниями и вздрагиваниями. Такой младенец может часто открывать рот, выкрикивать, улыбаться или гримасничать, у него наблюдается рефлекторная улыбка. Поведение недоношенных младенцев непоследовательно: они могут быть чрезмерно суетливыми или проводить много времени во сне, не дают ясных сигналов о том, когда хотят есть или спать. Такие младенцы более беспокойны, отводят взгляд, меньше улыбаются матери во время взаимодействия лицом к лицу.

По наблюдениям психологов недоношенные младенцы в первом полугодии жизни реже вступают во взаимодействие, чем доношенные. Они менее внимательны к сигналам матери, часто не отвечают на ее призывы к общению, хуже понимают ее инициативу, проявляют меньше положительных эмоций и соответственно испытывают меньше радости в общении с ней по сравнению с вовремя рожденными детьми.

Особенности поведения недоношенного ребенка, как правило, вводят родителей в замешательство и огорчают. Они испытывают тревогу, связанную с беспокойством за здоровье ребенка и его психическое развитие.

Для того, чтобы снизить тревогу, родители могут начать избегать ребенка. Например, мать перепоручает заботу о малыше бабушке или няне, а сама старается чаще уходить из дома. При другой стратегии  родители стараются компенсировать изменения поведения недоношенного ребенка, усиливают свою активность во взаимодействии с малышом. При этом они часто не замечают несоответствия своего поведения сигналам ребенка, усиливают воздействия, еще более ухудшая его поведение  и увеличивая свою собственную тревогу. Например, мама пятимесячного недоношенного ребенка старается привлечь его внимание к погремушке. Она потряхивает погремушкой и говорит: "Смотри, что я тебе принесла! Вот какая игрушка хорошая! На, возьми!" Ребенок бросает короткий взгляд на игрушку, отводит глаза и смотрит в сторону, всплескивая ручками. Мать наращивает свои усилия и энергично трясет погремушкой перед лицом малыша. В ответ ребенок начинает беспокоиться и хныкать. Мама говорит: "Ну вот, опять плачет, ничего ему не интересно…". Так, в общении с младенцем мать "не прочитывает" его сигналов о прекращении взаимодействия и перестимулирует малыша, чем вызывает его негативную эмоциональную реакцию. При этом у самой мамы усиливается чувство некомпетентности и разочарования в контактах с ребенком.

Для того, чтобы правильно ориентироваться на сигналы младенца, вступая с ним в общение и взаимодействие нужно знать какие его проявления что обозначают. Психологи установили, что уже в конце первого месяца жизни сигналами прекращения взаимодействия являются следующие: сжатие губ, гримасы на лице, хмурость во взгляде, мигание или закрывание глаз, отвод взгляда, отворачивание головки ребенка, хныканье, икота, соединение рук или поднесение их к голове, цепляние, усиление движения ног, напряженное вытягивание рук и ног. О явной потребности прервать взаимодействия свидетельствуют и такие проявления как: плаксивое выражение лица, звуки беспокойства, плач, кашель, рвота, максимальное отведение взгляда в сторону, отталкивание, сонливость.

С другой стороны, если ребенок выражает готовность к взаимодействию со взрослым он демонстрирует: оживление на лице (глаза расширяются, брови приподнимаются, лицо просветляется) раскрытие рук со слегка согнутыми пальцами, приподнимание головы и уменьшение движений тела, неподвижность. Среди явных сигналов приглашения к взаимодействию выделяют: вокализации, поворот головы в сторону матери, взгляд в глаза, ровные циклические движения конечностей. Можно отметить, что многие из вышеприведенных сигналов младенца часто наблюдаются и у взрослых, также указывая на желание или отказ взаимодействовать и общаться с другими людьми.

Матери недоношенных детей должны быть особенно внимательными к сигналам ребенка о готовности или продолжении взаимодействия. Особое значение имеет создание условий для формирования потребности в общении ребенка со взрослым. С этой целью создавайте атмосферу общения с малышом: в процессе ухода за ребенком комментируйте все свои действия ласковым нежным голосом; ловите взгляд ребенка, привлекайте его внимание, улыбайтесь, нежно поглаживайте ручки и ножки. Примерно к концу первого месяца жизни у младенца появляется взгляд в глаза взрослого, показывающий интерес малыша и настроенность на общение. На втором месяце к нему присоединяется ответная улыбка на воздействия  взрослого, выражающая удовольствие малыша от общения с близким человеком. Несколько позднее у ребенка можно увидеть инициативную улыбку и оживление, которые малыш использует для того, чтобы привлечь внимание взрослого. А затем в поведении малыша можно наблюдать стремление удержать и продлить эмоциональный контакт с помощью улыбки, тихих протяжных звуков, оживления. Становление потребности в общении - важнейшее приобретение в психическом развитии младенца в первом полугодии жизни. Следует иметь в виду, что у недоношенных младенцев становление данной потребности происходит с некоторым опозданием.

Со временем взаимодействие между недоношенным младенцем и взрослым меняется. Если в первом полугодии  оно характеризовалось интенсивной вовлеченностью матери и ограниченной отзывчивостью ребенка, то к 8 месяцам – меньшей внимательностью и вовлеченностью матери и более живым, отзывчивым поведением младенца. Психологи отмечают, что к двум годам матери преждевременно родившихся младенцев меньше их стимулируют, по сравнению с матерями вовремя родившихся детей. Это явление объясняется "перегоранием" родительского отношения в течение взаимодействия с младенцем на протяжении первого года жизни. Мама как будто истощается и меньше вовлекается в общение с малышом, убедившись, что он догоняет сверстников в развитии. Однако, для дальнейшего продвижение ребенка в психическом и личностном развитии именно в этот период ему необходимо общение с близкими взрослыми. На втором году жизни малыш начинает активно осваивать окружающий мир. Роль взрослого как образца действий, партнера в совместной деятельности с предметами и ценителя достижений малыша требует активной вовлеченности  его во взаимодействия с ребенком. Как же быть в этой ситуации? Как создать среду полноценного развития для малыша, когда мама устала и ее психологические ресурсы истощены?

Конечно же решающее значение имеет социальная поддержка. Отец ребенка, другие близкие люди могут оказать матери помощь в уходе за ребенком и ведении домашнего хозяйства. Освободив маму от части обязанностей, следует предоставить ей возможность для восстановления физических и психологических ресурсов. Отец, бабушки и дедушки малыша, другие близкие люди могут помочь создать дома насыщенную психологическую среду, способствующую психическому развитию ребенка. Например, папа может играть с ребенком, учить действиям с различными предметами; бабушка и дедушка – общаться, читать книжки, рассказывать сказки и т.п.

Как мы уже говорили, во взаимоотношениях с ребенком у взрослых должна быть установка на то, что они имеют дело с нормальным ребенком, законы развития которого такие же, как и для вовремя рожденных детей.

Если вы замечаете, что малыш эмоционально неустойчив, часто чрезмерно аффективно реагирует на изменения в обстановке, изменения режима, на новых людей и т.д., вы должны стараться общаться с ним всегда ровно, доброжелательно, спокойно, не позволяя себе впадать в аффект. Нельзя кричать на ребенка, ругать его или кого-либо другого в его присутствии. Такого малыша лучше не брать часто в гости, не оставлять с малознакомыми людьми или с человеком, которого ребенок не любит и которому не доверяет. Преждевременно родившегося ребенка лучше поберечь и от чрезмерно ярких впечатлений: не дарить ему до поры до времени больших  или производящих громкие звуки игрушек, избегать чересчур шумных игр, связанных с внезапным испугом, с изменением вашей внешности и голоса.

Авдеева Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, заведующая сектором Института Российской академии наук.

portal-slovo.ru

Наши друзья