Отрочество: мы ждём перемен

25 февраля 2013 Отрочество: мы ждём перемен

 

Что необходимо помнить при общении с подростками?

Подростковый возраст – один из самых сложных этапов во взаимоотношениях старшего и младшего поколения. Именно в этот период родители впервые осознают появление в их семье «проблемы отцов и детей» – разрыва между поколениями, который является для «семейной крепости» сложным испытанием.

Довольно часто перед родителями и детьми одновременно стоят серьёзные проблемы: первые переживают так называемый «кризис среднего возраста» (в возрасте 40 – 55 лет), а вторые – подростковый кризис (в возрасте 13 – 20 лет). Вполне естественно, что на этом этапе их взаимоотношения сильно затруднены.

Многих родителей обижает вызывающее поведение детей-подростков. Родители считают «критику» в свой адрес проявлением неуважения, раздражаются из-за этого. Часто они неожиданно сталкиваются с агрессивным поведением своих подрастающих чад по отношению к себе. Иногда, даже когда отец и мать, казалось бы, не подают повода, они всё равно становятся объектами подростковой агрессии. Эта агрессия практически всегда является подсознательной попыткой подростка стать независимым и освободиться от родительской власти. Однако, несмотря на это, ребятам-подросткам жизненно необходимо чувствовать себя частью семьи, которая является для них точкой отсчёта в их собственной жизни.

Для того чтобы найти с другим человеком – особенно со своим собственным ребёнком – «общий язык», необходимо, прежде всего, понять его. Очень часто раздражение, недоумение, растерянность, обида родителей являются проявлением непонимания того, сколь большие перемены происходят в их детях по вступлении в подростковый возраст.

1. В этот период в гормональной и, особенно, в половой системе подростков происходят значительные изменения. Не зря этот этап развития человека называют также периодом полового созревания. Все эти перемены могут вызвать у подростка смущение, страх, чувство неуверенности или разочарование, к тому же в повышенной степени, что не может не отразиться на его отношениях со сверстниками и родителями.

Вчерашний ребёнок вдруг замечает, что в его теле довольно быстро происходят серьёзные изменения: развивается грудная клетка или грудь, появляется волосяной покров, изменяется вес, рост и пр. Руки и ноги растут так быстро – а иногда и неравномерно! – что подросток начинает ощущать себя очень неуклюжим. Ему неуютно, и необходимо время, чтобы привыкнуть к своему новому состоянию.

Постоянные перепады в гормональной системе, в частности, проявляются в постоянной и резкой смене настроения, в кожных высыпаниях - у ребят появляются прыщи. Фигура мальчиков становится всё более «мужественной», их голос изменяется, «ломается». У девочек тоже происходят значительные внешние и внутренние изменения в теле – начинается менструация, а силуэт становится женственным. Все эти события вызывают у подростков целую гамму эмоций – от гордости до стыда, но никого из ребят не оставляют безучастными и равнодушными.

К этим физиологическим изменениям можно добавить и появление полового инстинкта. Одним из его последствий является всё больший эмоциональный интерес, который подростки проявляют по отношению к противоположному полу. Эти попытки завязать отношения с противоположным полом, бывает, приравниваются к эросу. Но довольно часто в этом возрасте подобный интерес – не что иное, как эмоциональная зависимость, сентиментальность, которая относится от общей незрелости, свойственной подростковому возрасту. К проявлению подобного интереса подталкивают мода, телевидение и молодёжная пресса. Выбор партнёра практически всегда происходит только на основе внешних качеств, и ребята не придают значения внутреннему человеку. Взаимоотношения подобного рода чаще всего оканчиваются глубоким разочарованием и психическими травмами подростков.

2. В этот же период начинается психологическое созревание подростка, и происходит ряд событий, болезненных как для него самого, так и для окружающих его людей, но крайне необходимых для развития его личности.

Подросток готов противодействовать, ни с кем и ни в чём не соглашаться, строго критиковать всех старших, особенно своих родителей, в идеях и поступках которых он постоянно обнаруживает слабости, ошибки и недостатки. Зачастую в рамках подобного «сомнения во всех и вся» оказывается и авторитет учителей, обычным результатом чего является снижение школьной успеваемости в подростковом возрасте.

Интересно, что подростки постоянно стараются подвергнуть сомнению и всяческими способами отринуть воспитание, которое им дали родители. Тем не менее, когда они сами становятся родителями, то чаще всего начинают воспитывать своих собственных детей именно по тем образцам, которые в них были заложены с детства.

Иногда подростки ведут себя безответственно, как дети, а иной раз берут на себя ответственность и производят впечатление зрелых людей. Внешне они могут уже выглядеть по-взрослому, но внутренне быть ещё детьми и, в действительности, иметь множество черт ребёнка: недостаток чувства ответственности, эмоциональную незрелость и пр.

В этот же сложный период ребята чувствуют сильную тягу ко всему запретному, пытаются «всё испробовать» – сигареты, алкоголь, наркотики и пр. На этом этапе часто формируются дурные привычки, от которых впоследствии очень тяжело избавиться.

Подросток мечтает о своей жизни, о будущем. Его нравственно-чистая душа стремится жить в справедливом и достойном мире, начинается формирование его внутренних убеждений. Большинство подростков, несмотря на кажущуюся грубость и циничность, ранимые, они очень чутко относятся к любой несправедливости, не принимают ложь, лицемерие, и часто им свойственна бескомпромиссность. Поскольку ребята довольно рано сталкиваются с жестокостью и несправедливостью мира взрослых, в них закипает гнев. Вследствие этого гнева и разочарования возникают проблемы и напряжение в семье, результатом чего является обычно уход подростков – в чём бы он ни проявлялся – из семьи в компанию сверстников.

3. Взаимоотношения вне семьи в этот период, в целом, принимают для подростка всё большее значение. Так происходит его социализация. Ему нужны крепкие дружеские отношения с другими людьми, которые он находит за пределами семьи – в компании молодёжи, во взаимоотношениях с противоположным полом. Подросток готов во всём следовать требованиям этих «внесемейных» отношений – правилам молодёжной «тусовки», моды, журналов и пр. Дело в том, что подростковые компании довольно жестоки к тем своим членам, которые выбиваются из принятого в них стиля, к «белым воронам». Бывает, что подростки стараются соответствовать требованиям этих компаний не потому, что им это интересно или нравится, но из-за страха изгнания, бойкота, презрения со стороны сверстников.

Необходимо отметить, что если внутрисемейные отношения являются дружескими и близкими, то самосознание подростка, его самоощущение значительно меньше зависят от мнения компании. В то же время, родителям надо быть особенно аккуратными и осторожными в общении со своим отпрыском, когда оно происходит в присутствии друзей подростка.

Психологические и социальные изменения, вкупе с появляющимися семейными проблемами, приводят некоторых подростков к попытке самоубийства или к совершению самоубийства. Нередкими являются случаи, когда ребята подросткового возраста уходят из дома и днями могут там не появляться.

4. В подростковом возрасте человек ставит перед собой цели и стремится к идеалам, которых хочет когда-нибудь достичь при помощи преодоления самого себя. Эти идеалы служат средством для аккумулирования и проявления всех сил личности. Материалы для создания идеалов обычно берутся из жизни общества, его истории, также они находятся и в жизни отдельной семьи, в словах старших и в примерах, которые подают родители.  Даже если подросток никогда не достигнет своих идеалов, они ему необходимы, поскольку наполняют смыслом его жизнь.

Современную эпоху, тем не менее, отличает недостаток идеалов и образцов или их «дурное качество», поскольку в виде идеалов нашим детям предлагаются деньги, беспорядочные сексуальные связи, потребительство, сентиментальность, аморальное поведение, «ничегонеделание», нигилизм… Всё, что, действительно,  поддерживает общество и является его основой, для подростка находится «за пределами бытия», так как не продвигается средствами массовой информации и игнорируется. Социальный климат, в котором живут сегодняшние подростки не просто отрицательный, но, скорее, отравляющий.

5. Взгляды старшего и младшего поколения на разные вещи, проблемы  и события постоянно сталкиваются, и семья всё чаще напоминает поле военных действий. Ребёнок, который ещё год назад боялся выйти из дома вечером, теперь возвращается очень поздно, что, разумеется, не нравится родителям и тревожит их. Помимо этого, существуют и другие темы постоянных столкновений: выбор друзей и компании, отношения с противоположным полом, денежные расходы, причёска и одежда, виды и места развлечений, возможность употребления алкоголя и пр.

Разумеется, в каждой семье родители, так или иначе, контролируют своих отпрысков. Вопрос стоит обычно не о том, есть ли родительский контроль, но как  он производится: кто кого контролирует, где, как, когда и с каким результатом. Подростки обычно доверчивы и самоуверенны, и им свойственно добиваться своей «автономии» от старших. Родители часто замечают опасность, грозящую их неопытным, но жаждущим самостоятельности чадам, и стараются оградить от неё. Проблем значительно меньше в тех семьях, где родители по-настоящему крепко любят своих детей, уважают их личность, дружат с ними, смогли подготовить их (и сами подготовились) к кризису подросткового возраста и дают ребятам «контролируемую свободу».

Ошибкой было бы считать, будто полная свобода подростка приводит его к зрелости. Подросткам, в силу их незрелости и неопытности, пока трудно управлять самими собой, нести ответственность за свои поступки и слова, им ещё только предстоит научиться тому, что «свобода» и «вседозволенность» – это не синонимы.

«Золотой серединой» можно считать соединение дисциплины с независимостью. Родителям следует воздержаться от требований, если при этом не будет объяснено в деталях, почему они предлагают одно и отрицают другое. Желательно, чтобы с подростками происходил постоянный диалог, семейные советы, на которых бы обсуждались все семейные нужды и проблемы. Нельзя безнаказанно «душить» инициативность подростка, недооценивать его искренность, сбрасывать со счетов свойственную ему бескомпромиссность,  принижать его самооценку. Родители должны уметь внимательно слушать своих детей и друг друга.

6. Для того чтобы наладить хорошие взаимоотношения со своими детьми-подростками, родителям необходимо, прежде всего, иметь добрые и крепкие взаимоотношения друг с другом. Когда подросток видит, что у его родителей по отношению к нему выработана общая «тактика» поведения, у него становится значительно меньше поводов для критики.

Дети и, особенно, подростки ощущают, насколько у родителей искреннее или лицемерное к ним отношение. Очень важно, чтобы взаимоотношения с родителями давали подростку чувство безопасности, которое для него является необходимым средством психологической защиты.

 

Серия публикаций отрывков из книги греческого психолога Павла Кириакидиса «Семейные взаимоотношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ.

www.matrony.ru

Наши друзья