Кризис первого года

01 апреля 2013 Кризис первого года

К 11 - 12 месяцам ребенок уже многое умеет делать сам, знает назначение многих предметов. Он ест из ложки, пьет из чашки, берет в рот и откусывает хлеб. Во время переодевания малыш подносит шапку к голове, ботинок к ноге, варежку к руке. Он пытается активно "помогать" взрослому: протягивает ножку, наклоняет головку, подает колготки.

К концу года ребенок достаточно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 6 - 10 слов. Конечно, это простые слова – "ма-ма", " па-па", "ба-ба", "би-, би", "кс" "ав-ав". Чаще всего ребенок произносит эти слова, когда видит близкого взрослого или знакомую игрушку. Малыш подолгу самостоятельно занимается игрушками, овладевает все более сложными действиями: нанизывает кольца пирамидки на стержень, открывает и закрывает коробочки, чиркает карандашом по бумаге, пытается заводить ключиком механические игрушки, перелистывать страницы в книжке. Предлагайте ребенку разнообразные бытовые предметы для обследования – сломанный будильник или кофемолка, старый телефон, радиоприемник, бачок для проявления фотопленки и пр.

К году малыш хорошо различает окружающих людей – родных, знакомых и незнакомых и знает, что можно делать вместе с каждым из взрослых. Например, с бабушкой он играет в "ладушки" или "сороку-ворону", с папой ходит за ручку по квартире, заглядывая во все углы, с дедушкой строит из кубиков башню, а с мамой играет в прятки. И вот при встрече с бабушкой малыш улыбается и начинает хлопать в ладошки, а папе протягивает ручку и просится на пол, связывая образ взрослого с теми действиями, которых от него можно ожидать и которые именно с эти человеком интересно производить вместе.

Некоторые малыши в этом возрасте уже умеют ходить, другие – ползают. Для развития двигательной активности полезно приобрести или устроить самим различные приспособления: небольшую лесенку (из 2 - 3 ступенек), скамеечку, "тоннель", дорожки с небольшими препятствиями. Также полезны игрушки-каталки, мячи, обручи. Эти приспособления и игрушки стимулируют детей к соответствующим движениям: подниматься и спускаться по лесенке, перешагивать, подлезать, проползать, переносить, перекладывать, подталкивать, идти в определенном направлении, соблюдать равновесие, ходить по разной поверхности. Хорошим и полезным развлечением для ребенка будет "сухой бассейн". Заполните надувной бассейн маленькими мягкими мячиками, игрушками, кусочками поролона, пластмассовыми флакончиками и т.п. Малыш будет с удовольствием перелезать через бортик, барахтаться, ползать, разбрасывать мячики, радостно смеяться.

В конце года ребенка уже можно приучать к горшку. При этом родители должны знать, что нельзя принуждать малыша садиться на горшок, если он сопротивляется. Следует позаботиться о том, чтобы ребенок сидел на горшке в удобной позе и не испытывал дискомфорта. Желательно подгадывать соответствующее время и предлагать малышу сесть на горшок, постараться уговорить его. Обязательно нужно похвалить ребенка, если он согласился сесть на горшок, даже если ничего и не сделал потом. Не надо также ругать малыша за испачканное белье, достаточно по этому поводу мягко выразить сожаление.

В конце первого года в поведении многих детей происходят резкие изменения. Прежде спокойный, покладистый ребенок вдруг становится непослушным, начинает капризничать без всякого повода, обижается, сердится, разбрасывает игрушки. Чаще всего непослушание проявляется во время режимных процедур. Например, малыш садится или встает в кроватке, не желая укладываться спать; шалит во время еды, ударяя по ложке или размазывая пищу по столу. Родители теряют терпение и начинают сами сердиться, конфликтовать с ребенком, обращаются за помощью к психологам. Вот типичные жалобы родителей. "Раньше Сереженька был такой хороший, ласковый, покладистый, а вот теперь стал упрямым, вредным, сердится, дерется, а ему всего-то 11 месяцев!" Или: "Лена стала такая обидчивая, слова не скажи! Я ей - не лезь к утюгу, горячий, обожжешься! А она такую скорчит гримасу, насупится, на глазах слезы..."; "Говоришь Вите "нельзя", а он нарочно, нарочно делает и смотрит, ждет, что ты скажешь".

Родителей расстраивает такое поведение малыша, а некоторых даже пугает. Им хочется, чтобы ребенок всегда оставался послушным, мягким, делал только то, что говорят родители, ведь они желают ему только добра. Что же стоит за таким поведением малыша?

Все это симптомы кризиса одного года. В этом возрасте впервые ярко заявляет о себе личность маленького ребенка. Многие родители не замечают, что за негативными поведенческими проявлениями скрывается стремление малыша к самостоятельности, желание противопоставиться взрослому, делать так, как хочется ему самому. Ребенок знает, какую хочет достать игрушку и чем хочет заниматься со взрослыми, умеет настаивать на своем желании и добиваться его исполнения. За короткий промежуток времени резко возрастают возможности ребенка, но взрослые часто игнорируют этот факт и ведут себя с ним по-прежнему, ограничивая самостоятельность малыша. Ребенок еще не может выразить словами свои желания, предпочтения и намерения, но уже отстаивает свое право на выбор занятий, игрушек, добивается поставленной цели. Для этого он и использует негативные эмоции и поведенческие проявления.

Повзрослевший ребенок нуждается в оценке взрослого своих действий. Если этих оценок нет, или они сводятся только к поощрениям, то малыш начинает проверять границы дозволенного и пробует себя вести так, чтобы спровоцировать взрослого на негативную оценку. Если взрослые постоянно что-то запрещают и порицают действия ребенка ("Нельзя, не лезь, не бери!"), то он непослушанием протестует против ограничения своей активности.

Другое дело, когда взрослые уделяют малышу достаточное внимание и играют вместе с ним, организуют совместную деятельность, в меру порицая и поощряя его действия, предоставляя возможность проявить самостоятельность. Тогда ребенку нет нужды утверждаться в режимных процедурах, нет оснований для капризов и гнева.

Взрослые должны уважать личность ребенка, поддерживать его стремление проявить себя. В этом возрасте легко можно сломать первые "ростки" личности, а взрастить их позже будет гораздо труднее.

Правда, для некоторых родителей основная цель воспитания - сделать ребенка послушным, чтобы не иметь лишних хлопот. Они не видят и не ценят детской личности, хотя и не отдают в этом себе отчета. Например, в одной семье годовалого мальчика привязывали веревкой около коробки с игрушками, чтобы он не "лез, куда не надо", Чтобы малыш быстрее уснул днем, а не вставал в кроватке, его туго спеленывали и связывали ручки. При этом на словах оба родителя хотели, чтобы их сын вырос "мужчиной, сильным, независимым, был лидером", но не понимали, что сами делают как раз все, чтобы подавить личность малыша в самом зародыше.

Чувство свободы и собственного достоинства с самых первых дней жизни ребенка не должны попираться ни родителями, ни педагогами в детских учреждениях. Например, в доме ребенка в Венгрии специально обучают воспитателей для работы с маленькими детьми. Там запрещено насильно кормить ребенка, ложку нельзя вкладывать в рот, пока малыш сам его не откроет; нельзя переодевать ребенка, всовывая его ручку в рукав как попало, следует выждать, когда она придет в удобное положение. Эти примеры - яркая характеристика общей культуры отношения к человеку и к маленькому ребенку, в частности.

Учет и уважение личности ребенка требует осторожности и в использовании запретов и порицаний. Находясь среди гуляющих с малышами родителей, часто можно слышать разнообразные отрицательные оценки поведения ребенка, которому говорят, что он не туда пошел, не туда залез, не то взял, не так сел, а то и просто: "Ах ты, нехороший мальчик, хорошие дети так не делают!" Такое глобальное запрещение сковывает инициативу ребенка, помешает развитию его интереса к окружающему миру. Запрещать ребенку нужно только то, что опасно для его жизни и здоровья и безнравственные действия. При этом необходимо, чтобы все члены семьи были едины в своих запретах. Иначе ребенку трудно установить границы дозволенного.

Порицания следует адресовать к действиям ребенка и ни в коем случае - к его личности. Например, малыш пил из чашки и разлил молоко или ел из тарелки и испачкался кашей. Не кричите на него, не называйте плохим. Ребенок может подумать, что Вы его не любите, и испугается из-за невозможности соотнести Ваше новое поведение с тем образом нежной, любящей мамы, который у него уже сложился. Спокойно объясните малышу, что так делать нельзя, и тут же покажите, как нужно. Вероятно, малышу еще трудно справляться с едой самостоятельно, помогайте ему в этом и обязательно хвалите, если даже особенно и не за что. Наберитесь терпения, с каждым разом ребенок будет справляться с ложкой все лучше и лучше, а Ваша неизменная доброжелательность и похвала помогут ему в этом.

Не следует говорить малышу "Ты неумеха", "Ты неряха" - если даже он, предположим, разбил чашку. Скажите: "Ой, ты разбил чашку! Из чего же теперь пить чай?" Попробуйте объяснить ребенку житейский смысл поступка. Не столь важно, все ли сказанное поймет ребенок, но Ваши объяснения дадут ему новую информацию относительно окружающего мира и выявят смысл его действия для других, тем самым формируя новый смысл и для него самого. В завершение конфликта обязательно помиритесь с ребенком, дайте ему понять, что он по-прежнему Вами любим.

Резюмируем выше сказанное в следующих советах:

Практикуйте бережное, доброжелательное отношение к малышу, учитывайте его потребности и желания. Проявляйте уважение к личности ребенка, не насмехайтесь над ним, не поддразнивайте.

Почаще играйте вместе с ребенком, разнообразьте действия с игрушками, фантазируйте. При этом не забывайте радоваться успехам малыша, поддерживайте его, поощряйте похвалой. В процессе совместной деятельности поощряйте малыша, хвалите, оказывайте ему поддержку, но не вмешивайтесь в его самостоятельную деятельность.

Старайтесь поменьше пользоваться запретами и порицаниями. Следите, чтобы похвалы и поощрений было больше, чем запретов и порицаний. Не допускайте у малыша ощущения собственной несостоятельности: после порицания обязательно дайте образец правильного действия, не предлагайте малышу выполнять непосильные действия, при затруднениях окажите ему помощь.

 

Мещерякова Софья Юрьевна. Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии детей дошкольноговозраста, психологический институт РАО.

Образовательный портал "Слово"

Наши друзья