Стресс в семье может вызывать у ребенка задержку развития

03 апреля 2013 Стресс в семье может вызывать у ребенка задержку развития

Семейные конфликты – серьезный источник стресса для ребенка. Когда дети становятся свидетелями родительской ссоры, их система реакции на стресс подвергается сильному отрицательному воздействию, что, в свою очередь, может негативно влиять на психическое и интеллектуальное развитие. К таким выводам пришли американские исследователи из Обернского университета и Католического университета под руководством Бенджамина Хиннанта (Benjamin Hinnant).

 Ученые исследовали 251 ребенка, которые жили в семьях с двумя родителями. У всех этих детей был исключены диагноз СДВГ, задержки развития, необучаемость и хронические болезни. В 8-летнем возрасте детей опрашивали о том, как часто они становились свидетелями семейных ссор. Исследователи оценивали ссоры по основным параметрам:

- частота ссор,

- интенсивность ссор,

- случаи, когда ссоры не находили разрешения.

 При этом ученые наблюдали, как у детей функционировала система реакции на стресс – они измеряли индекс RSA (респираторной  синусовой аритмии. RSA  – это естественное изменение сердечного ритма при дыхании, этот индекс позволяет судить о стрессоустойчивости организма, а также связан со способностью человека регулировать внимание и эмоции.

 Кроме того, в рамках исследования измерялась способность детей быстро решать логические задачи и быстро находить закономерности в новой информации; эти измерения проводились в возрасте 8, 9 и 10 лет.

 Ученые обнаружили, что дети, которые в возрасте 8 лет становились свидетелями большего количества семейных конфликтов, в 9 лет обладали меньшей стрессоустойчивостью. Однако это было верно только для детей, которые имели пониженный релаксационный уровень индекса RSA. Кроме того, у детей с индексом RSA, пониженным относительного базового уровня, медленнее развивались психические и интеллектуальные способности.

 «Полученные результаты – еще одно свидетельство того, что стресс влияет на развитие адаптивных систем организма. Эти системы помогают регулировать внимание, и качество их работы связано с развитием познавательных способностей», – заключает Хиннант.

Источник: Кроха.ру

Наши друзья