О пользе пазлов и составных картинок

18 апреля 2013

 

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов, составных картинок.

Цель данных головоломок – собрать целое изображение из отдельных деталей. Составные картинки бывают разного уровня сложности, который повышается с возрастом. Их можно разделить на четыре вида:

 

 • картинки-вкладыши

• разрезные картинки

• кубики с изображениями

• пазлы

Первые три категории уже стали «классикой», а вот пазлы появились в нашей стране не так давно и с каждым годом приобретают все большую популярность. Причём пазлы собирают с большим удовольствием не только дети, но и взрослые. Итак, давайте рассмотрим более подробно каждую их перечисленных выше категорий.

Картинки-вкладыши

Очень эффективны в становлении и развитии у малыша наглядно-образного мышления. Картинки-вкладыши представляют собой картинки с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить их на свои места. Например, нужно выстроить ряд слоников, разных по размеру.

 Самый простой вариант данной игры – когда вырезанный элемент имеет ровные края и изображённый на нем рисунок симметричен (например, это круг и нарисовано на нем солнышко). Следующий этап сложности: ребёнку предлагается картинка с ровными вырезанными краями, а вот изображение на нем уже несимметрично (например, цыплёнок, нарисованный на квадрате). Ребёнку придётся постараться, чтобы вставить цыплёнка правильно, а не вверх ногами. Затем можно предложить ребёнку вкладыши, в которых вырезанные элементы являются частью образа. Например, геометрический паровозик.

Эта игра, созданная по типу рамок-вкладышей, познакомит ребёнка с разными геометрическими формами, понятиями величины, цвета, части и целого. Играя с паровозиком, ребёнок развивает внимание, память, речь, логическое мышление, моторику рук, фантазию. Сначала рассмотрите паровозик вместе с ребёнком. Попросите его назвать детали, которые он знает. Если малыш ещё не говорит, назовите детали сами. Расскажите на доступном уровне, кто управляет паровозом и как он работает. У нашего паровозика многие детали – это вынимающиеся вкладыши в виде геометрических фигур: круги большие и малые, треугольники, прямоугольники, квадраты, полукруги, трапеции. Выньте фигурки. Рассмотрите их и, перед тем как начать вкладывать на место, предложите придумать, на что они похожи. Круги – на Солнце, Луну, тарелку, монетку и т.д.

Большой популярностью у детей пользуются вкладыши с подслоем. Давайте рассмотрим на примере игры «Дом». Эта более сложная рамка-вкладыш сделана по типу простейшего пазла, состоящего из 10 частей. Под вкладышами нарисовано внутреннее устройство дома. Под каждым вкладышем находится какая-нибудь комната: ванная, детская, кухня, под крышей – чердак, а ещё под облачком прячется весёлое солнышко, на дереве вьют гнезда птицы, а в конуре возле дома живёт собака. Покажите малышу, как вкладыши достаются из рамки, называя части дома и объясняя, что под ними находится: «Это крыша, под ней находится чердак, там хранятся старые вещи». Если ребёнок уже говорит, поднимая вкладыш, спросите у него: «А кто здесь живёт?», «Как называется эта комната?», «У нас есть такая?». После того как малыш запомнил устройство дома, попробуйте собрать пазл. Сначала выньте одну или несколько частей и попросите «починить дом». Затем попробуйте разобрать дом полностью, чтобы ребёнок собрал его сам. Если ребёнок уже освоил связную речь, попросите его придумать историю об обитателях дома. Пусть он пофантазирует, как их зовут, где они работают или учатся, как проводят время.

Разрезные картинки

Разрезные картинки представляют собой картинки, разрезанные по прямым (в большинстве случаев) линиям. С самыми простыми разрезными картинками (изображён один крупный предмет и поделён на две части) можно начинать заниматься с полутора лет. Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (6, 8, 12 элементов).

 Целью этой игры для самых маленьких является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости. В процессе закладываются основы таких качеств, как умение комбинировать, синтезировать целое из деталей; идёт активное развитие речи, эмоциональной сферы, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия. Ребёнок должен научиться «увидеть» картинку в деталях, удержать её в памяти и повторить самостоятельно, мысленно переворачивая и комбинируя части. Игра рассчитана на самых маленьких, и если вы не научите ребёнка основам, то малыш может быстро потерять к ней интерес, поэтому на первых этапах, если он не справляется, помогите ему. Соберите картинки сами, расскажите, что на них изображено, задавайте в процессе наводящие вопросы, загадывайте загадки про изображённые предметы: «Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный – это кто?», «Какого цвета груша? Давай её найдём» и т.д.

Предложите ребёнку дособирать почти готовую картинку, добавив самостоятельно одну деталь, потом с каждым разом усложняйте задание: две детали, три – в итоге ребёнок не просто должен самостоятельно составить картинку, но и выбрать из перемешанных частей необходимые. Сопровождайте игру стихами, загадками, предложите ребёнку посчитать, сколько на картинке слив, а сколько вишен – используйте уже собранные картинки в качестве наглядного пособия для развития речи и основ устного счета. Разрезные картинки вы можете сделать и самостоятельно. Однако при этом (и при покупке в магазине) вам необходимо обратить внимание на то, что предмет, изображённый на картинках, должен быть ярким и знакомым ребёнку.

Кубики с изображениями

 Кубики – это любимая всеми малышами игра. Во время игры развивается наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика. Можно начинать занятия с двух лет.

С помощью кубиков вы сможете познакомить ребёнка, например, с фруктами. При этом расскажите, где они растут, что из них можно приготовить – добавляя в активный словарь ребёнка новые слова и понятия. На дно коробочки вложите рисунок-образец с изображением фрукта. Попросите ребёнка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а ваш малыш знакомится с понятиями «часть и целое», учится работать по образцу.

Далее можно попросить ребёнка сложить рисунок без использования картинки образца – здесь работают зрительное внимание, память. Собирая рисунок, комментируйте действия ребенка: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый – так развивается умение ориентироваться в пространстве. Постепенно можно усложнять занятия, предлагая ребёнку собрать картинку из девяти кубиков. Предлагая игру, переверните сначала все кубики одной стороной. Это поможет ребёнку легче сориентироваться в правилах игры. Затем начинайте усложнять задачу, перевернув один кубик не той стороной, затем проделайте это с двумя, тремя.

Пазлы

Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! Ведь эта игра развивает воображение, логическое мышление, мелкую мышечную моторику, внимание, целостность восприятия.

От перечисленных выше разрезных картинок пазлы отличаются тем, что имеют кривую линию соединения деталей. Здесь ребёнку предстоит сопоставить форму одной детали с формами соседних деталей. При этом ему необходимо учитывать, что на них нарисовано и получается ли при соединении цельное изображение. Начинать собирать пазлы можно примерно с 3,5-4 лет. Однако здесь стоит учесть интерес ребёнка и сложность пазлов.

 Начинать стоит с комбинаций, которые включают в себя небольшое число крупных деталей. Со временем их можно усложнять, увеличивая количество и уменьшая размер деталей. Предметы, изображённые на пазлах, должны быть знакомы ребёнку. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый мультяшный герой вашего малыша. Также будет лучше, если на детали будет изображён отдельный узнаваемый ребёнком образ. Если вы собираете пазлы в первый раз, то вам необходимо будет самим собрать картинку, а потом убрать 2-3 детали и сказать ребёнку: «Я собрала картинку, но подул сильный ветер и несколько деталек улетело. Давай ты поможешь мне её собрать снова!». С маленькими детьми во время этого занимательного процесса можно придумывать сказку, изучать окружающий мир. Например «Кто нарисован на этом кусочке? Собачка? А что собачка делает?» и так далее.

А вот дети постарше, у которых хорошо развито воображение, наглядно-образное мышление и мелкая моторика, могут начинать собирать картинку «с чистого листа».

Автор: Светлана Челекова специально для http://www.inteltoys.ru

 

 

Наши друзья