По-настоящему близкие люди близки душевно и духовно

31 июля 2013

В настоящий момент девушкам и юношам трудно увидеть, познать образец чистой любви. Молодые люди верят тем мифам о любви, которые видят на страницах журналов, газет, экранах телевизоров. В СМИ культивируется образец «любви», который в большей степени страсть, чем любовь. Целью этой «любви» является получение удовольствия. Семейную жизнь представляют как отношения двух половых партнеров, где каждый должен испытывать страстное влечение к другому. Любовь из великой святыни низводится до уровня какого-то потребления. Трактуется, что мы должны «получать» любовь, «заниматься» любовью. То есть даются ложные установки. Молодые люди начинают с ошибок, очень многие гоняются за удовольствиями, пытаются искать именно такого человека, который доставит больше удовольствия.

Потом, когда пара уже оформила брак, начинается проза быта: рождаются дети, появляются обязанности. И призрачные наслаждения рассеиваются. Наблюдается привыкание друг к другу, женщина начинает уставать, потому что появляется масса обязанностей, после рождения ребенка она вся уходит в материнство. И вот уже нет той страсти, нет той пылкости. А люди-то нацелены только на это. И брак, основанный на чувственном влечении, распадается, он не держится, нет той скрепляющей основы, что подпитывала бы брак, что давала бы ему новые силы.

Второй вариант подмены истинного понимания любви – это любовь сентиментальная. Здесь есть переживания, чувства, где участвует душа человека, а не только тело. Очень часто в этой романтике, сентиментальности, возможности объясниться, раскрыть свою душу перед возлюбленным, почувствовать родство, многие молодые люди и видят основу построения брака. Вот, мы смотрим: на экране красавица, в неё влюбляется молодой человек, между ними выяснение отношений, кто-то кому-то изменил, цепочка страданий. Кажется, что эти душевные переживания – та самая ценность, ради которой стоит быть вместе.

Но это тоже подмена, миф. Эмоции, чувства, которые люди дарят друг другу, слова, произносимые в сокровенные минуты, остаются в памяти, воспоминания о прекрасных мгновениях бередят душу. Романтично настроенные молодые люди идеализируют ситуацию будущей совместной жизни, предпочитают не думать о будущих трудностях. Но опыт показывает, что и это рассеивается. Вся эта слащаво-сентиментальная романтика питает и греет, пока в отношениях нет сложностей. Но вдруг возникает какое-то препятствие, родители против или молодой человек нашел более красивую или девушка увлеклась кем-то или негде жить. Оказывается, что через эмоции, слова, мечты, клятвы, можно перешагнуть, предать. Хрустальные замки без фундамента очень легко рушатся.

Если молодые люди на этом строят свою жизнь, то в роковую минуту они теряют смысл жизни. Многие хотят покончить жизнь самоубийством. Кажется, что всё, произошла непоправимая беда.

Такие страдания – закономерный результат неправильного понимания сущности любви. И в первом случае, когда человек живет страстями, и в этом случае, когда человек живет романтическим отношением, человек ищет для себя удобного, приятного, выгодного. Человек живёт тем, что другой может дать ему, целиком сосредоточен на этом: что ты мне можешь дать. И если он перестает получать это, возникает разочарование, боль, отчаяние.

Есть третье, сокровенное, истинное понимание любви. Для этого понимания человек должен подняться на духовную степень своего развития. Любовь, на самом деле, – самоотверженное служение. Мы лишь в той степени любим, в какой мы желаем принести благо нашему близкому человеку. Чем меньше человек думает о себе, чем меньше он озабочен поиском удовольствий или комфортных условий для себя и наоборот, чем больше готов пожертвовать собой и своими силами, способностями, тем он больше способен любить.

Высший пример любви нам показан на Голгофе. Христос, добровольно предав себя в руки смерти, заповедал нам эту любовь. Именно такая любовь, когда человек не ищет своего, даёт ему и благородство души, и возможность выстоять перед трудностями и обрести подлинную полноту бытия, настоящее счастье.

Есть всем известное определение апостола Павла в Первом послании коринфянам, глава 15, что настоящая любовь, она «не раздражается, не бесчинствует», истинная любовь, самое главное, что «не ищет своего, всё покрывает, всему верит, всегда надеется» и «никогда не перестает».

Если люди связаны истинной любовью, произошла встреча одной человеческой души с другой, то между людьми в этот момент проскакивает божественная «искра». Как в литературе пишется: «судьбы их связаны на небесах». Наше сердце человеческое так устроено, что оно способно получать эту подсказку Бога, этот сигнал, что рядом с тобой человек, для которого ты приготовлен.

Иногда мы эту искорку замечаем, но начинаем смотреть на внешние характеристики человека, кто он есть. Видим тогда, что, может, он не очень хорош собой, не настолько богат или ещё какие-то отличия от идеала. Может, человек инвалид. Мы про себя рассуждаем, а зачем нам инвалид, или зачем нам человек, который не представляет для меня предмет внешнего восхищения.

Ведь молодые люди хотят, чтобы подружки завидовали, девчонки хотят найти принца, богатого, который подъедет на машине, поведёт в ресторан, чтобы об этом можно было поговорить, похвалиться. И точно так же юноши. Когда мы задаем вопрос молодым людям, которые ещё не в браке: «О какой девушке вы мечтаете?», многие в первую очередь хотят, чтобы была красивая, были длинные ноги. Для чего это? У нас во всём существует критерий внешней респектабельности, престижности, чтобы другие люди посмотрели и позавидовали тому, что я обрёл.

Люди мало задумываются о том, что если этот человек тебе дорог, любим, если встреча с ним для тебя – ценность, то дальше-то должна получиться семья. На мужа (жену) придётся опереться, и он должен быть человеком, который не предаст, не обманет, не оставит в трудную минуту, будет тебе другом, спутником жизни. А этот образ не всегда укладывается в критерии внешней красоты. Потому что когда люди уже вступают в брак, он не держится на внешней красивости, на умении стильно одеваться или умении роскошно обставить квартиру, на материальном достатке. В таком браке люди со временем начинают скучать, три-четыре месяца проходит, и пара чувствует разочарование. Медленно, но верно отношения распадаются, распадаются и распадаются.

Вся проблема в том, что молодым людям идеал любви кто-то должен показать. Если бы юноша и девушка вырастали в семьях, где родители бы жили дружно, в согласии, сохраняли бы свой брак на многие годы, а ведь сплошь и рядом видим, что молодые люди, которые хотят создать семью, выросли в неполных семьях.

К примеру, молодой человек вырос без папы. Пример настоящего мужчины, отца он вообще не видел. А девушка, может, и выросла в полной семье, но папа с утра до вечера был на работе, и он присутствовал в семье только как источник материального благополучия. Папа приносил деньги, папа покупал, давал возможность повеселиться. И она берёт это за модель отношений со своим молодым человеком, избранником, что он, прежде всего, должен зарабатывать.

– Идеальный случай, когда родители показывают пример истинной любви. А как самому молодому человеку разобраться?

– Анализировать то, что происходит вокруг. Для того, чтобы получить опыт, надо посмотреть, что происходит в жизни других людей. Наверняка, есть друзья, также сейчас в Интернете многие люди создают дневники, которые дают возможность прочитать всем. Но когда мы знакомимся с судьбами, с опытом других людей, мы должны использовать критерий того, хорошо это или плохо. Понимать, что соответствует нашим целям, а что – нет.

Я вспоминаю свои молодые годы, у нас тоже была подростковая компания. Мы часами разговаривали о наших первых шагах в отношениях любви. Когда только зарождаются первые чувства, всё это трогательно и трепетно. Сейчас, может быть, всё по-другому происходит, но тогда мы писали записочки, тогда взгляды играли очень большую роль, пригласит молодой человек на танец или нет, придёт ли девушка на свидание. Из этих вот фрагментов складывалась непростая картина взаимоотношений, поисков любви.

Я очень сочувствую молодым людям, сейчас не так легко удержаться в состоянии зарождения первых взаимоотношений, которые бы заставляли трепетать человеческую душу. Не плоть, а именно душу. Потому что нет такой среды, где эта волна была бы подхвачена, трудно услышать песню о любви, где есть смысл и хороший умный стих. А в ночном клубе будет ритмическая музыка, которая провоцирует на совсем другие формы поведения, где вокруг люди и курят, и пьют, и целуются на глазах у всех. Есть свобода поведения, свобода нравов, но нет бережности, когда происходит первое соприкосновение, когда идёт поиск взаимности, когда каждый взгляд, каждый жест храним сердцем, когда всё бесконечно дорого. У современной молодёжи некий подвал: люди входят, знакомятся с любовью, но совершенно не с лучшей стороны. Возникает возможность такого единения и такой близости, о которой человеку и думать не приходится специально, как её создать. Они думают через телесные отношения стать с человеком ближе. Но подлинная близость зарождается не так.

По-настоящему близкие люди близки душевно и духовно, и только потом, в третью очередь, – телесно. Сейчас всё начинается с конца, люди уже близки телесно, а душевной и духовной близости они не обретают, поэтому такие отношения обречены на разрыв. Статистика показывает, что раньше брак длился в среднем несколько лет, а сейчас период благополучной семейной жизни сокращён до месяцев! Как только остывает страстность, как только возникает привыкание, так дальше всё идет к нулю, медленно, но верно. Интерес пропадает, и они тут же легко начинают изменять друг другу, потому что хочется найти, подняться к тому же накалу страстей, который с данным партнером уже не обретается. Брак длится несколько месяцев, такая трагедия...

Трагедия и в том, что люди разочаровываются в любви. Они говорят, «любви нет» или «все предают», «все изменяют». Но кто виноват в таком горьком умозаключении? Мы сами, потому что у любви знаем только самую низменную сторону.

Если есть привычка хранить самое главное, духовное предпочитать телесному, то человек правильно почувствует эту искорку, которая возникла в сердце, и всё остальное устраивается Богом.

Как научиться этому? Надо об этом думать, наблюдать, как живут другие люди. Надо читать хорошие книги, надо смотреть хорошие фильмы. Ведь сейчас мы видим, что молодые люди совсем не читают книг. О большом чувстве надо как-то высказаться, надо найти соответствующую форму. Поэтому у каждого юноши, девушки должен быть свой круг классического чтения, который питает душу.

Как правило, информация с экрана телевизора и компьютера заполоняет и глаза, и уши. Но информация – не то же самое, что получение знаний. Чтобы получить информацию, достаточно иметь физические уши, физические глаза, а чтобы познать, надо обладать сердцем.

Когда мы читаем хорошие книги или смотрим хорошие фильмы, мы видим красоту отношений, непростые поступки людей, продиктованные благородством души и духовным стремлением, в этот момент в нашем сердце происходит серьёзная работа, у нас вырабатывается знание того, что действительно хорошо и что действительно плохо. Мы получаем возможность выбирать, у нас есть прививка хорошего и плохого. Проблема в том, что плохого вокруг больше, чем хорошего. Хорошее надо искать, надо настроиться на это.

– Что ещё, кроме как наблюдать и читать? Может, заняться чем-то деятельным?

–Нужно обязательно самому выявить свой потенциал творческих возможностей, свои цели и ценности, а это происходит, действительно, в каком-то деле, общении между людьми. Сейчас есть разные молодежные объединения, где люди вместе занимаются чем-то хорошим. Труд даёт возможность человеку самому о себе заявить, чтобы его другие люди могли воспринимать как человека умелого, знающего, как интересного собеседника. Когда есть творческая задача, мы открываемся для других, мы раскрываем свой потенциал, свои возможности, свои таланты.

– У Марка Твена есть фраза: «все наши беды проистекают от того, что у нас слишком много досуга».

– Я думаю, что нужно много работать над собой, чтобы подготовиться к семейной жизни. К сожалению, сейчас очень много молодых людей, у которых личная жизнь так и «не заладилась».

В Царицынском центре социального обслуживания, в котором мы проводим просветительскую и социальную работу, есть группа молодых матерей. Им 18-19 лет, у некоторых из них уже по двое детишек, но они рождены от разных мужчин. Мы столкнулись с тем, что эти молодые мамочки совершенно неграмотны в плане организации супружеской жизни и в вопросах воспитания ребенка. Многие из них не знают, как суп варить или как компот приготовить для ребенка, как можно поиграть с малышом и как с ним общаться. В первые дни нашего знакомства они даже на руках держали ребенка неумело, поэтому социальным работникам приходилось этому обучать.

Существуют и гораздо более важные аспекты подготовки человека к созданию семьи. Прежде всего, я имею в виду осознание своего предназначения как женщины: супруги и матери. Нам только кажется, что эти умения формируются автоматически: женою девушка становится сразу после заключения брака, а матерью – сразу после рождения ребенка. Нет, совсем нет! Человек не животное, и эти важнейшие способности не есть результат автоматически пробуждающихся «инстинктов». Если бы это было так, то не было бы у нас так много разводов, супружеских измен, брошенных детей и совершенных абортов.

Человек – любимое творение Божие, которому Господь дал душу и наделил его даром свободы. Что это означает? Это означает то, что освоение всех жизненно важных функций происходит у человека в зависимости от уровня развития его личности. Иначе говоря, чтобы стать хорошей женой – надо понять те духовно-нравственные и психологические задачи, которые предстоит решить в браке. Например, нужно научиться любить своего мужа, то есть принять его как родного и необходимого для себя человека таким, какой он есть, на всю последующую жизнь.

Если молодая супруга начнет проявлять нетерпение, будет возмущаться замеченными недостатками, протестовать против них и жаловаться на мужа своим родителям и подругам, – брака не получится, потому что в ответ он также будет негодовать и протестовать против её поведения. Борьба «самолюбий» женщины и мужчины обычно завершается трагедией: разводом, пьянством мужа и взаимными супружеским изменами, разделом имущества и жилплощади. Не стоит забывать, что в случае прямой борьбы у мужчины всегда найдутся действенные способы защитить свой статус и права главы семейства. Затеяв войну, женщина, как правило, проигрывает, потому что, кроме всех возникающих трудностей, она одновременно теряет любовь мужа, возможность спокойно растить детей, своё достоинство, красоту и женственность.

Единственный вариант поведения, приводящий к гармонии супружеских отношений, состоит в том, чтобы, осознав имеющиеся трудности, настроиться не на «ультиматумы», а на терпеливое и осторожное «прилаживание» к образу мысли, жизни и поведения своего супруга, с тем, чтобы впоследствии, незаметным для мужа образом, побудить его самому перейти к борьбе со своими недостатками. Добиться этого трудно, для таких позитивных перемен необходимо время, терпеливое и бережное отношение к близкому человеку, тонкая интуиция и способность думать не о своём благе и комфорте, а о своём супруге.

Стать матерью также непросто. Надо много претерпеть, чтобы принять своего ребёнка как дар Божий, принять безусловно, таким, каким его дал Господь: мальчика или девочку, похожего «не на нашу родню», возможно, очень капризного, плаксивого, слишком активного или не вполне здорового (в физическом или психическом отношении).

Очень часто после родов женщина переживает ужасную депрессию, потому, что родившийся ребенок её в чем-то разочаровал. Большая ответственность, которая ложится в связи с этим на плечи женщины, постоянная тревога и беспокойство за жизнь малыша, его питание, состояние здоровья, бессонные ночи, необходимость строить жизнь строго «по часам», не имея возможности отвлечься, погулять с подругами, развлечься и т.д., – всё это часто угнетает молодых матерей, подавляет их. Порой оказывается, что женщина не может справиться с материнскими функциями. Чувствуя свою несостоятельность, она начинает раздражаться на ребёнка, проявляет агрессивность, стремится как можно раньше бросить кормить грудью и отдать малыша на воспитание бабушке.

Здесь она часто наталкивается ещё на одну серьезную проблему: разрыв связи поколений. Если молодая мать рожает ребенка без мужа, бабушка, как правило, бывает очень критично настроена к её беременности и родам. Нам рассказывали, что многие бабушки говорили свои взрослым дочерям: «Это твои проблемы, как хочешь, так и выходи из этой ситуации». Многие матери вообще даже слышать не хотели о том, чтобы дочь рожала. Или заставляли сделать аборт или угрожали выгнать из дома, «ты нагуляла, ты такая-сякая».

Чувства этих бабушек, конечно, понять можно, но, самого главное, они также не смогли преодолеть свой эгоизм. Ведь в такой ситуации молодой матери надо протянуть руку помощи, утешить, поддержать и научить необходимым навыкам ухода за ребёнком. Зачастую эти «бабушки» были совершенно не готовы оказать содействие своим дочерям. И эти девушки приходили в центр социального обслуживания с тем, чтобы их научили, как поступить в этой сложной ситуации, психологи, социальные педагоги и соцработники. Наши специалисты объясняли им, что аборт – это убийство, большой грех. Специалисты говорили: «Даже если твоя мама настаивает на этом, ты будешь глубоко сожалеть потом, если согласишься с её требованием убить ребёнка».

Получалось, что женщина наталкивалась на серьёзную проблему. В её жизни было такое важное испытание как рождение ребенка, в сочетании с негативным отношением со стороны самых близких людей, а мужчина, отец ребенка, как правило, вообще исчезал. На девчонок было жалко смотреть, – до такой степени они были растеряны, угнетены самим фактом рождения ребенка. Нам приходилось учить молодых мамочек любить своих детей. Это, кажется, парадокс. Получается, кошки, собаки хорошо знают, что делать с котёнком, щенком. А у человека в нынешних условиях инстинкты не работают, пока человек внутри себя не переступит свою гордость, свой эгоизм и не примет ребенка как своё продолжение.

Но одно дело родить ребенка, дать ему жизнь, а другое – правильно его воспитать. Здесь ещё больше трудов надо положить, чтобы дать ему не только физическое здоровье, но и душевное, и духовное. Иначе не сформируется полноценная личность. Это важно не забывать!

– Об этом пишут сейчас много, вроде все читать умеют…

– Ноникто ничего не читает. О том, что поблизости есть храм, многие одинокие матери, посещающие Центр социального обслуживания, слышат от нас впервые. После разъяснения того, что без веры не может человек обрести верную духовно-нравственную ориентацию, многие потом пришли к мысли крестить своего ребенка,

Оказывается, что ни в школе, ни в своей семье молодые люди, как правило, не получают основательного воспитания. Поэтому они так часто путаются «в трёх соснах», никак не могут разобраться в своих мыслях и поступках. Трудно им бывает определиться, что стоит делать, а чего надо обязательно избегать.

Нам приходилось много беседовать с одинокими молодыми мамочками о том, могли ли они оказаться в другой ситуации, могли ли они быть более осмотрительными в личных отношениях. Но почти все отвечали, что они были мало знакомы с отцами своих детей, верили их ласковым словам, обещаниям жениться, хотели быть счастливыми и мало задумывались об ответственности, которая затем ляжет на их плечи. Некоторые молодые мамы говорили о том, что теперь они «вообще не нуждаются в присутствии мужчин в их жизни». Обида, гордость и самонадеянность приводили их к полному отказу от создания семью в будущем. Такой вывод, сделанный из предыдущей жизни, тоже неутешителен, так как жизнь всё-таки идет своим чередом. В связи с этим, возникает вопрос о таком преодолении духовной и психологической травмы, которое дает силы жить дальше.

Автор: Мошкова Ирина Николаевна, психолог.

Источник: realove.ru 

Наши друзья

  • Всероссийская программа «Святость материнства»

    Всероссийская программа «Святость материнства»

  • Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ»

    Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ»

  • Общероссийская общественная организация «За жизнь и защиту семейных ценностей»

    Общероссийская общественная организация «За жизнь и защиту семейных ценностей»

  • Благотворительный фонд в защиту семьи, материнства и детства

    Благотворительный фонд в защиту семьи, материнства и детства

  • Институт демографических исследований

    Институт демографических исследований

  • Центр защиты материнства

    Центр защиты материнства "Колыбель" Екатеринбург

  • Ивановская общественная организация

    Ивановская общественная организация "Колыбель"

  • Центр защиты материнства

    Центр защиты материнства "Колыбель" Владивосток

  • Общероссийское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»

    Общероссийское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»

  • Свердловская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганиствне и военной травмы "Инвалиды войны"

    Свердловская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганиствне и военной травмы "Инвалиды войны"

  • Тюменская региональная общественная организация «Центр защиты материнства «Покров»

    Тюменская региональная общественная организация «Центр защиты материнства «Покров»