Первая любовь

01 марта 2013 Первая любовь

 

Этому событию посвящены многочисленные романы, музыкальные произведения, картины. Известные творения зачастую созданы под влиянием сильного чувства первой любви. Для некоторых уже взрослых людей первая любовь является поводом для самых светлых воспоминаний и легкой грусти. Но не всегда бывает так. Иногда трагическая первая любовь наносит глубокие раны, оставляет след в душе на долгие годы и служит поводом для возникновения серьезных психологических проблем.

Вспомним строки М.Ю. Лермонтова:

Гляжу назад - прошедшее ужасно;

Гляжу вперед - там нет души родной.

 

Более оптимистичен Б. Заходер:

Не бывает любви несчастной,

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной.

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любовь не бывает,

Даже если она убивает.

То, кто этого не усвоит,

И счастливой любви не стоит.

 

 Итак, в любом случае первая любовь - это событие в жизни каждого человека, воспоминание о котором, как правило, остается на всю жизнь. Чаще первая любовь бывает в молодом возрасте, когда, как прекрасно об этом пишет психолог протоиерей Борис Ничипоров: «...нежданно-негаданно в детстве или юности у мальчика или девочки открывается сокрытый до времени источник любви - любви огромной, нежной, огромной как океан. Ребенок, подросток впервые ощущает в себе любовь не к при­вычным маме или сестренке, но совсем иное - любовь к дальнему, незнакомому человечку. Душа впервые обретает великий опыт любви. Первая любовь лишена эгоизма. Она не ищет выгоды. В ней мы не найдем хитрости или лукавства. В этом чувстве все драгоценно: абсолютная чистота и жертвенность, страдание от неразделенности и тревожная радость неожиданных встреч.

И слова, слова, которые всегда не те: «давай дружить». Драгоценно и само чувство! - оно больше души. Оно объемлет все - и эту простенькую девочку... поле и лес, звездное небо и закат над Волгой... И вот в этом чувстве и через него впервые возникает у человека переживание тайны, которую философ красиво назвал благоговением перед жизнью. Первая любовь — это начальное постижение Бога.

Читаем Новый Завет, книгу Апокалипсис: «Ты много переносил, - говорит Господь таинственному Ангелу Ефесской Церкви, - и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела...»

О чем это? Ведь с годами предмет нашей любви улетучился, а чувство переродилось. А наш ребеночек стал совсем взрослым дядей, тетей. Но... вновь и вновь в святые (но, увы, редкие!) минуты сердечных раздумий, мы возвращаем свою бедную душу - осуетившуюся и унылую, озлобленную и сварливую - к той первозданной Любви, которая уже, кажется, случилась вовсе и не с нами... Путь к любви лежит через покаянный Крест и оплакивание нашей жизни, которая мчится куда-то «без божества, без вдохновенья».

Первая любовь - это опыт безусловной, часто несбывшейся любви, которая часто, к сожалению, далека от реальной жизни.

Оля, так звали девушку 15 лет, училась в восьмом классе обычной средней школы. Училась неплохо, успевала по всем предметам, особых хлопот родителям не доставляла, и они решили ее вознаградить путевкой в международный лагерь, в Болгарию. Нужно ли говорить, сколько по этому поводу было радости. В то время такие путевки были редкостью.

Настал день приезда в другую страну. Все незнакомо: другая речь, хотя очень похожая на русскую, открытые, загорелые лица, обустроенные пляжи, дискотеки. Это было так необычно. На второй день после приезда Оля на дискотеке познакомилась с молодым красивым парнем, который представился как Константин. Он был старше на три года. Молодые люди потом признались друг другу, что это было как вспышка молнии, когда оба подумали про себя: «Это и есть любовь с первого взгляда».

Дальше отношения развивались стремительно: все свободное время молодые люди проводили вместе - гуляли, купались и, самое главное, говорили, говорили и говорили. Все было ясно и понятно, и ощущение у обоих, будто они знакомы друг с другом всю свою жизнь. Все свои мысли, потаенные желания, мечты можно было обсудить и найти понимание, одобрение и поддержку. Все было прекрасно, но наступил день отъезда в другой город.

Расставание было тягостным, тяжелым, но ехать-то нужно. По приезде в другой город Ольга не могла есть, спать, она все время думала о Константине. Ей пришла мысль сообщить по почте новый адрес пребывания, чтобы побыть вместе еще хотя бы два дня. Она отправила телеграмма: «Жду...» И Константин действительно приехал. Эти два дня были незабываемыми: они проводили вместе все свободное время и продолжали говорить, говорить, говорить, словно предчувствуя, что это в последний раз.

Они договорились созваниваться, писать письма, и, конечно же, пожениться, как только Константин вернется из армии. Все было ясно, понятно, просто, и возникла твердая уверенность, что все так и будет. И, наконец, окончательная разлука: слезы, последние слова, надежда.

Что переживала Ольга в дальнейшем, сложно передать: она вновь и вновь покручивала каждое слово, вспоминала каждый жест, улыбку и надеялась, надеялась, надеялась. Возвращение в родную страну было ужасным. Комсомольские «вожаки» приехавшим встречать Ольгу родителям наговорили много чего, возводя в квадрат все, что было и не было. Родители сделали каменные лица и не спрашивали дочь о поездке. Так продолжалось долго, родители старались не затрагивать эту тему, а Ольга писала письма. Через некоторое время молодые люди стали получать друг от друга письма через день на пяти-восьми листах. Это было единственным утешением и спасением от боли разлуки, которая буквально раздирала сердце Ольги. Чтобы как-то унять эту боль, она выучилась играть на гитаре, неожиданно для себя и для всех стала прилично рисовать, петь, часто выступала на концертах в школе. Сверстники и родные ее перестали узнавать: она изменилась кардинально.

Время шло. Константин служил в армии, Ольга ждала и писала письма, радовалась ответу, молодые строили планы на будущее. Но окончилась школьная пора, сданы выпускные экзамены, надо думать о будущем. Одновременно из армии вернулся Константин. Наступило время выбора и принятия решения. Вот он долгожданный момент! Теперь можно соединиться и быть всегда вместе.

Но... что-то произошло в этот период: Ольга все чаще и чаще стала думать о возможности выезда в Болгарию, все больше и больше находя аргументов против поездки. А как же учеба? Как родные? Друзья? И окончательный выбор был сделан: в Болгарию не ехать, а строить жизнь здесь, в своей стране. Письма прекратились, прекратилось ожидание, но как будто что-то оборвалось в душе у Ольги, осталась огромная незаживающая рана. Годы ушли на то, чтобы края ее стали срастаться. Но воспоминания о прошлом, о первой любви остались самым ярким, светлым лучом, который иногда опять освящал уголки памяти.

* * *

Первая любовь, как отмечалось выше, часто бывает несбыточной, нереалистичной, идеализированной. Ей свойственны некоторые отличительные черты. Первой любви предшествует некоторая готовность, предчувствие любви, навеянное, возможно, рассказами старших товарищей, книгами, кинофильмами. Поэтому первая любовь - это, скорее, желание любви, желание испытать незнакомое романтическое чувство. В юношеской первой любви часто много фантазии. В образе любимого сочетаются качества реального человека и воображаемого, обладающего набором желаемых качеств. На первой любви лежит печать оторванности от жизни и хрупкости, она не заглядывает в будущее и оказывается похожей на интересную игру. Но в любом случае, первая любовь - это опыт безусловной любви, опыт встречи с Богом, который может открыть человеку путь к дальнейшему возрастанию по лествице, ведущей в небо.

...Страсть, доминирование полового влечения тоже часто принимают за любовь.

 

 Признаки страсти

Святитель Феофан Затворник сравнивал любовную страсть с болезнью. Причем, как замечал он, «больному порой самому до безумия хочется мучиться этой болезнью». И в любом случае слово «страсть» в контексте христианства имеет негативный оттенок Страсти, если с ними не бороться, разрушают душу, удаляют человека от Бога. Однако часто страсть путают с любовью. Как понять разницу? Страсть, как образно отмечает великий писатель, классик И. Бунин, это «солнечный удар».

Православный автор М. Кравцова предлагает учитывать такие «дифференциально-диагностические» различия, примерно так, как врач выставляет больному диагноз.

Настоящая любовь преодолеет все искушения, страсть истомит душу и потухнет, - отмечает автор. И с этим трудно не согласиться. Время - лучшая проверка любого чувства. Именно добрачная дружба, а не добрачный сексуальный опыт позволяет проверить истинность чувств.

Страсть - это желание обладать. Она часто оказывается чувством разрушительным. Желание обладать означает включение объекта в нашу жизненную сферу и превращение его в часть нас самих. Поэтому желание умирает после того, как оно удовлетворяется. Его осуществление равно смерти. И, наоборот, любовь проникнута активным началом,- мы стремимся к объекту любви и заботимся о нем. Страсть же заботы не подразумевает.

Страсть - своего рода безумие. И с этим сложно не согласиться. Душа человека, иссушенная страстью, напоминает комнату больного, в которую не поступает свежий воздух. Выходя же из этого исступления, мы испытываем чувство, близкое к пробуж­дению, освобождению из плена.

Вот пример страсти, толкающей женщину на бездумные поступки по отношению к мужчине, который приводит в своей книге Марина Кравцова.

Ольга была уверена, что влюблена в Вадима. Она рассказывала всем, как любит его. Но что говорить! Главное - это человеческие поступки, только по ним можно судить о чувствах и намерениях человека. Ольга безумствовала, потому что Вадим не подавал никаких признаков ответного чувства. По вечерам, по­теряв всякую гордость, она стояла у подъезда его дома в надежде, что он обратит внимание и заговорит с ней.

Однажды ей удалось пригласить его к себе домой. Но Вадим недолго пробыл у нее в гостях и, быстро распрощавшись, ушел. После его посещения Ольга показывала подругам сохраненную недокуренную сигарету, оставшуюся в пепельнице. Она часто звонила ему и молчала в трубку. Она похудела, потеряла всякий интерес к жизни, перестала общаться с подругами, забросила учебу. Весь мир был сконцентрирован на Вадиме. Вернее, на стремлении заполучить его, сделать «своим». И небо услышало молитвы несчастной! Он сдался. Стал приходить к Ольге все чаще. Они стали неразлучны.

И что же Ольга? Ощутила ли она свое счастье в полной мере? Нет. Очень скоро он стал ей безразличен. Когда Вадим ей сделал предложение, Ольга расхохоталась ему в лицо. Нет, она не соби­рается жить с ним! Все подруги Ольги были немало удивлены: «Ты же любила его!» - «Да, любила, а теперь разлюбила!»

Он стал доступен, а значит неинтересен. Желание обладать получило свое удовлетворение.

* * *

Как же формируется страсть? Первые признаки сексуальности проявляются в человеке достаточно рано. Но до полового созревания (у девочек до 11-13 лет, мальчиков в 12-14 лет) жизнь пола носит нейтральный характер. Затем формируется так называемая сексуальная доминанта. По определению А.А. Ухтомского под доминантой понимают господствующий очаг возбуждения, который захватывает и подчиняет себе все остальные мотивы. Порой уже в раннем подростковом возрасте дети могут интересоваться проблемами сексуальности, искать соответствующую литературу, просматривать эротические фильмы. Этому способствует и сегодняшняя ситуация в нашем социуме, когда молодым навязываются стереотипы доминирования наслаждений, удовольствия (в первую очередь, сексуального), вседозволенности и отсутствия запретов.

Это становится преградой для психического и духовного развития. В итоге иерархия ценностей оказывается перевернутой: высшие психические и духовные потребности оказываются подавленными и вытесненными, а сексуальные влечения занимают доминирующее место.

Но известно, что пол в человеке представляет собой единство двух полюсов. На одном полюсе сосредоточивается сексуальность, которая включает в себя чисто телесную сторону пола, а также все проявления психики, которые связаны с полом. На другом полюсе сосредотачивается эрос, то есть искание истинной, духовной любви, приводящей в движение всю психику и весь духовный мир, позволяющей преодолеть свое одиночество.

Человек един, целостен, един и его пол, который включает в себя и сексуальное, и эротическое, и каждый ищет в другом соединения двух полюсов. Но возможна и сосредоточенность на сексуальности, которая в случае доминирования страсти является основным мотивом в установлении отношений. В итоге - распад личности, распад брака, если он построен на подобных основаниях. У значительной части супругов, решающих развестись, эта ситуация встречается часто. Такие люди, как правило, не способны к длительной привязанности, так как у них слишком выражена потребность в смене объектов удовлетворения сексуального влечения.

Подобная ситуация может носить патологический характер. В сексологии даже описан соответствующий синдром, который носит название синдрома Казановы. Он характеризуется потребностью мужчины в частых и поверхностных контактах с жен­щинами, причем количество «побед» рассматривается как признак состоятельности и успеха. Но глубинные корни этого синдрома заключаются в страхе установления действительно близких, духовных отношений, который такой мужчина маскирует бурной сексуальной жизнью.

В случае доминирования страсти необходимо искать те подводные камни, которые послужили основой для ее формирования, и помогать человеку выстраивать правильную личностную иерархию дух - душа - тело, с ведущей ролью духовности.

...Еще один вариант «нелюбви» - преувеличенная потребность быть любимым, часто переходящая в патологическую, невротическую любовь.

Невротическая любовь

Мы знаем, что потребность в любви свойственна каждому человеку с раннего детства. Малыш нуждается в материнской любви не меньше, чем в молоке и заботе. Впоследствии ее нормальное развитие выражается в способности к ответной любви, когда маленький человечек, напитавшись в детстве материнской любовью, в более зрелом возрасте отдает ее другим.

Но нередко потребность в любви направляется исключительно на себя. Эта потребность эгоцентрична, хотя она может маскироваться внешне различными формами поведения. В этом случае мы говорим о невротической, искаженной любви. Каким же образом формируется такая «любовь»?

Известный психолог К. Хорни описывает механизм возникновения невротической любви. Она считает, что нарушения любви связаны с неудовлетворенной потребностью ребенка в безопасности. Ощущение безопасности формируется в младенчестве и раннем детстве и зависит от качества родительского (материнского) ухода, безусловного принятия, ласки, любви.

Ведущая роль в формировании такого типа любви отводится неблагополучным отношениям с родителями, особенно с матерью. Парадоксальная ситуация: мать оказывается неспособной любить своего ребенка или любит его обусловлено. С чем это связано? Это может быть продиктовано ее собственным печальным жизненным опытом. Не научившись любить сама, не получив этого в детстве, она транслирует искаженную любовь своим детям, а те своим... «скованные одной цепью».

При недостатке любви ребенок воспринимает окружающий мир через призму грусти, обиды, враждебности и страха. Ребенок сосредоточен на травмирующих переживаниях, восприятие мира становится суженным, односторонним и искаженным. В результате формируется направленность на себя, эгоцентрическая доминанта. Ведущим базовым аффектом у такого ребенка, с точки зрения К. Хорни, становится «базальная тревожность» - восприятие мира как всесильного, враждебного, агрессивного, и ощущение себя в этом враждебном мире как беспомощного, уязвимого, отверженного.

Будучи взрослым, такой человек пытается «добрать» то, что он недополучил в детстве, выстраивая определенные отношения с окружающими: играя или роль «жертвы», вымаливая любовь, или роль «агрессора», силой выбивающего любовь, или устраняясь от мира, обижаясь на всех в нем живущих. Все это, конечно, не позволяет достичь истинного тепла и близости, в которых так нуждаются такие люди.

...Катерина была единственной дочерью в семье. Казалось бы, она должна была стать любимицей своей матери, однако этого не случилось. Мать, не получив сама в детстве любви и ласки, с самого рождения отвергала малышку. При избытке грудного молока, она не захотела кормить дочь грудью «чтобы грудь не потеряла формы», не брала ее лишний раз на руки «чтобы не избаловать дочь». Первое время она сильно плакала, стараясь хоть как-то привлечь внимание матери, но затем крики стихли, девочка, что называется, ушла в себя.

Катя росла замкнутой, не по годам серьезной. Она быстро стала самостоятельной. Когда дочь достигла подросткового возраста, родители развелись. Катя осталась с отцом, которого очень любила. Мать стала мстить за это дочери, буквально растаптывая ее как личность. Она обзывала ее самыми грязными словами и еще больше отвергала попытки девочки к сближению.

Катя была в отчаянии. Чтобы как-то унять боль, она всю себя посвятила карьере, достижению успеха, материального благополучия. Про себя девушка думала, что ее успехи, возможно, смягчат ожесточенную мать. Однако этого не произошло, материнское сердце не тронуло и это. Катерина стала искать любовь в окружающих людях. Ей хотелось получать ее все больше и больше. Для этого она создала образ привлекательной и успешной женщины. Ей нравилось ловить на себе восторженные взгляды мужчин, чувствовать их интерес к себе. Это затягивало как наркотик. Было только одно «но»: ей самой было очень страшно полюбить по-настоящему. Буквально по пятам за ней ходил страх отвержения, который пророс в душе. И только воцерковление и ощущение себя духовной личностью помогли Кате постепенно ос­вободиться от липких пут страха и стать самой собой. Вот тогда она и встретила настоящую любовь.

* * *

Невротическая любовь, в отличие от любви здоровой личности, имеет свои особенности.

 

В первую очередь, она характеризуется:

·                           неразборчивостью - носителю этой любви хочется, чтобы его любили все. Зрелая любовь избирательна - здоровая личность ждет любви, уважения и признания лишь от тех людей, кого любит и ценит сама;

·                     ненасыщаемость - другая особенность, которая проявляется в том, что человеку постоянно требуются подтверждение своей значимости и исключительности, доказательства любви словом и (или) действием, в то время как «в норме» подтверждение сложившихся отношений и чувств супругов, их своеобразное «озву­чивание» становится необходимым лишь в некоторых случаях;

·                   навязчивость - выступает как стремление любыми средствами сохранить свое исключительное положение для другого по принципу «цель оправдывает средства»: угрозами, шантажом, взыванием к жалости, попыткой купить любовь партнера;

·       преувеличенная потребность человека в эмоциональной привязанности, положительной оценке себя со стороны окружающих и преувеличенная чувствительность к блокированию этих потребностей. Это может проявляться в непомерном страхе отвержения со стороны значимых лиц.

Известный психолог Э. Фромм выделил несколько видов невротической любви, каждая из которых может иметь свои очертания.

Нарциссическая любовь. Это в чистом виде эгоистическая любовь. Проявляется в том, что человек предпочитает «брать», а не «давать», быть любимым, но не любить самому. Отношения носят ярко выраженный потребительский характер.

Невротическая любовь (в узком смысле слова, поскольку все перечисленные виды любви относятся к невротическим). В этом случае на избранника проецируются неразрешенные проблемы детства. Часто отношения в таких браках выстраиваются как бессознательная попытка «доиграть» то, что «не доиграно» в детстве.

В качестве примера можно привести такую ситуацию из практики психолога Оксаны Лавровой.

Мужчина 34-х лет, женат, имеет сына, работает в службе охраны. Обратился к психологу с жалобой на нерешительность, которая проявляется во всем. В настоящее время неспособность принимать ответственность за решения сделала его жизнь особенно мучительной. Жена, по его словам, буквально помыкает им, изменяет прямо у него на глазах, унижает его в присутствии сына. Полгода назад у клиента появилась женщина, которая кажется прямой противоположностью жены: добрая, заботливая, верная. Однако решиться на развод он не может, так как очень страшится сделать этот шаг.

Михаил вырос в семье, где отец страдал алкоголизмом, а мать была властной и мрачной женщиной. Воспоминания его о своей семье болезненные, тяжелые, мрачные, сопровождаются острым чувством стыда. Сам он спиртное категорически отвергает. Все положительные качества Михаила - сила, решительность, ответственность, целеустремленность Главные причины психологических сложностей - бессознательное отождествление себя со слабой и неуверенной фигурой отца и страх отвержения и наказания со стороны матери. Собственная семья Михаила - это бессознательная попытка воспроизведения отношений в семье родителей, которая давала хоть какую-то защиту.

В течение четырех лет он жил в гражданском браке с той женщиной, которую любил, не решаясь развестись со своей суровой супругой, но однажды, после ситуации, в которой Михаил едва не потерял возлюбленную, последовал развод. Через некоторое время в новой семье появился ребенок.

- вытеснены и задавлены стыдом.

* * *

Любовь-поклонение. Отличительной ее особенностью является равнодушие к истинной личности предмета любви и к реальным отношениям с ним. Любовь-поклонение строится в мире грез, фантазий и воображения, в какой-то степени как попытка бегства от реальности. Приведем в этой связи пример, описанный Мариной Кравцовой.

...Клавдия Николаевна была замужней женщиной, но до семьи ей не было дела. Главным в ее жизни было ежедневное посещение оперного театра. Она была влюблена в тенора и уверяла всех, что он ей отвечает взаимностью. Ей казалось, что он видит ее со сцены, улыбается ей одной и вообще поет только для нее. Она ходила на все его спектакли. Ворчливый муж, надоедливые дети, скучная работа - это был навязчивый сон, от которого можно было сбежать только в театр, где начиналось истинное суще­ствование. В зале Клавдия Николаевна чувствовала себя необыкновенно хорошенькой. Она так ни разу и не подошла, не заговорила с предметом своего обожания. Но всю жизнь прожила с мыслью, что он любит ее любовью платонической, великой и невысказанной.

А умирала она практически одна. Муж ушел в другую семью, дети не любили мать, которая не замечала их. Все лучшее в ее жизни заменили иллюзии.

* * *

Маниакальная любовь, или любовь-преследование, характеризуется одержимостью, страстной влюбленностью, навязчивостью и настойчивостью в достижении цели. Она наступает внезапно, отличается неустойчивостью, резкими перепадами чувств и отношений к избраннику. Его личность в этом случае не имеет значения. Предмет увлечения далек от реальности, недостижим и возведен на пьедестал, превращен в кумира.

Часто маниакальная любовь заканчивается тем, что кумир низвергается с пьедестала, невротическая личность вновь переживает отвержение, повторяя травмирующую ситуацию детства, и все повторяется по кругу. По большому счету, маниакальная любовь очень напоминает страсть. Вот еще один пример.

Ольга привыкла всегда добиваться того, чего хотела. Все цели, поставленные ею, реализовывались несмотря ни на что. В расчет не шли никакие отговорки: неудобно, тяжело, сложно, - все это было непринципиальным. Эта позиция касалась и отношений с мужчинами. Для Ольги не существовало слова «нет», вместо него было «хочу».

Однажды на дне рождения ее подруга познакомила девушку со своим молодым человеком (Сергеем), о котором до этого много рассказывала. Каково же было удивление приятельницы, когда она увидела, что ее самые близкие люди увлеклись друг другом. Обоих сразу потянуло друг к другу. Под благовидным предлогом они сбежали со дня рождения.

Быстро вспыхнувшие чувства со стороны мужчины так же быстро и угасли. Вероятно, одумавшись, он все же понял, что зашел слишком далеко. Но Ольга думала иначе: «Я добьюсь его внимания любой ценой». Охлаждение Сергея ее даже подстегивало. И она начала действовать по уже знакомой программе: частые звонки, различные поводы для встреч, просьбы о помощи, - арсенал средств был большим.

Однако, к удивлению Ольги, проверенные ранее способы не действовали. Больше всего ее ошарашила фраза, сказанная однажды Сергеем: «Не все получается так, как ты хочешь, смирись со своим поражением». Но смиряться девушка не хотела, она продолжала «осаду». Результата Ольга все же добилась: молодой человек вновь стал проявлять интерес к девушке, польщенный ее пристальным вниманием к себе.

Вот тогда и наступил перелом в их отношениях. Добившись своего, Ольга быстро нашла массу недостатков в своем прежнем кумире и отвергла все его попытки поддержания отношений.

* * *

Во всех перечисленных случаях неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым приводит к состоянию хронического напряжения, которое проявляется в отношениях с близкими людьми в бурных, неуправляемых эмо­циональных взрывах, не адекватных ситуации.

Таким образом, все перечисленные варианты «любви» по сути истинной любовью не являются, а служат попыткой удовлетворения своих потребностей, желаний, решения своих психологических проблем и сложностей.

Продолжение следует...

Е.А. Морозова Психолог. Из книги «Гармония в семье и браке»

 

Наши друзья