О «тяжелой» мужской доле

28 февраля 2013 О «тяжелой» мужской доле

Итак, мужчина держит ответ перед Богом за себя и детей «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Евр. 2, 13). И за жену: «Потому что муж есть глава жены..». (Еф. 4, 23). И вообще, ни в одной сфере жизни: ни в армии, ни на производстве, нигде не возможна ситуация, чтобы глава, начальник, генерал только руководил, но ни за что не отвечал.

Это, конечно случается, но называется это уже должностным преступлением и карается по закону. К примеру, когда случается авария на атомной электростанции или химзаводе, с кого в первую очередь спрашивают: с рабочего, стрелочника или с директора?

Я считаю, что мужчины, мужья повинны в абортах не менее жён. Если жена сделала аборт значит муж:

1) не отговорил ее, не запретил ей идти на детоубийство;

2) не обеспечил условий, в том числе и материальных, чтобы аборт не был сделан.

Муж поступил подобно страусу, спрятав голову в песок.

Ко мне очень часто приходили на исповедь несчастные женщины, плакали, каялись в абортах, но почему то я не исповедовал еще ни одного мужа, который бы каялся в том что разрешил жене сделать аборт. Хотя в принципе такая ситуация возможна.

Это об ответственности. Теперь об организации и подчинении. Если процесс организован правильно, если начальник глава ответственный, и любит своих сотрудников, заботится о них, его тоже любят и служат не за страх, а за совесть.

Если же нет, а всё построено только на страхе наказания, то стоит ему дать слабину — все развалится. Один мой знакомый настоятель очень серьезно заболел и не мог часто появляться в храме, чтобы руководить. Он в основном, давал указания по телефону и то нечасто. И надо сказать, что за год его болезни система не дала ни одного сбоя. Никто не прогуливал, не ленился, пользуясь отсутствием хозяина, все честно исполняли свой долг. Это говорит о том, что этот батюшка сумел построить хорошие отношения с людьми, его любили и боялись подвести. Общество, построенное на страхе не жизнеспособно, оно существует только тогда, когда людей держат в ежовых рукавицах.

Конечно, быть настоящем мужем, главой семьи очень нелегко: «Тяжела ты шапка Мономаха». «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 26-27). Эти слова Господа можно отнести и к мужу.

Римский папа — символ преувеличенного представления о власти и господстве, носит очень интересный титул. Официальный титул Римского первосвященника звучит: «Епископ Рима, заместитель Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, архиепископ и митрополит провинции Романии, суверен государства — града Ватикан, — раб рабов Божиих». Под «рабами Божиими» подразумевается вся паства Римского папы. Чем выше начальник статусом, тем меньше он себе принадлежит.

Но, хочу сказать в утешение мужчинам; быть настоящим мужем дело очень благородное благодатное. Как в песне Окуджавы: «Товарищ мужчина, а всё же заманчива должность твоя».

Быть мужем — настоящее мужское предназначение, и та любовь и уважения которое воздается по праву главе семьи является наградой за его труды. В Библии сказано про женщину: «к мужу твоему влечение твое» (Быт. 5, 16).

То есть в женской природе, от Бога заложена любовь, уважение и тяготение к мужу, главе.

Отец является таким авторитетом для детей, каким не может являться мать. Даже если дети душевно ближе к матери. Известно, что если в семье отец верует в Бога, дети в 80% случаев тоже вырастают верующими, а если только мать, то лишь в 7%.

В том, что муж глава, голова для женщины нет ничего обидного, хотя сначала (особенно в наш век повсеместной эмансипации) так кажется. А.И. Осипов, профессор Московской Духовной Академии приводит пример. Муж — это голова, а жена … сердце. Что главнее, важнее? Может ли человек жить без сердца или без головы? Ни та, ни эдак. Тем более что в сердце (по мнению святых отцов) заключаются чувства человека. Недаром говорят: «Бессердечный». Таким образом, в семье у каждого своя почётная роль.

В психологии довольно часто рассматриваются типы браков. В основном, это три типа:

1) Друг — подруга; строящийся по принципу юношеской дружбы: совместного времяпровождения в кругу друзей, общего хобби. Сами психологи признают, что этот союз один из самых непрочных.

Два других типа супружеских союзов строятся по принципу, который в психологии имеет название: дочки — матери. Это теория о том, что женщины, по типу характера относятся либо к матерям, либо к дочкам.

Отец - дочь. Самостоятельный мужчина играет в нём доминирующую роль отца, опекает, заботится и обеспечивает жену. Жена принимает заботу и всегда может опереться на крепкое плечо. В русской традиции именно такой брак считался классическим. Как тип этот союз наиболее устойчив.

Мать - сын. В настоящее время инфантильных мужчин можно встретить повсеместно. Довольно часто она реализуется в паре со значительной разницей в возрасте в пользу жены, но не всегда. Жена в этом типе брачного союза играет, конечно, доминирующую роль. Но это не значит, что муж всегда подкаблучник и страдалец. Очень часто положение маменькиного сынка его вполне устраивает. Что на это можно сказать? Конечно, для нас руководством к жизни является Священное Писание, которое чётко разделяет семейную иерархию: муж - глава жены. Но мы знаем, что люди и типы людей бесконечно многообразны и каждый человек и семья индивидуальны. Муж и жена могут обладать совершенно разными темпераментами и характерами и это неплохо, ибо они должны дополнять друг друга. Нельзя требовать от человека того, к чему он по типу своего характера не способен. Однако каждый из супругов, например не в меру деловая жена, должны знать эти свои особенности и если они люди верующие, соблюдать Богом установленную иерархию. Опять же муж, обладающий мечтательным и мягким характером, не должен становиться инфантилом. Ибо брак это ответственность, если к ней не стремиться, то лучше и не создавать семью. Даже человек с самым, казалось бы, не лидерским характером в силу обстоятельств (не только в семье) вынужден за кого-то или за что-то отвечать, заботиться. Каждый человек к этому призван. О родителях, когда они состарятся, о детях, о сослуживцах, даже о домашних животных. И каждый муж должен стремиться быть опорой и нести бремя ответственности за свою семью, даже если ему кажется, что он совершенно к этому не способен. «Взялся за гуж — не говори, что не муж».

Вот для чего Святое Писание даёт нам указания, какая должна быть иерархия в семье. Что касается женщин — генералов в юбке. Как показывал опыт, даже такие женщины вовсе не хотят видеть рядом с собой мужика — безвольную тряпку (кстати, мужчинам часто нравится не иметь никакой ответственности). Иногда бурная деятельность, которую развивают эти жёны, суета, лишь способ борьбы со стрессом, они подспудно ищут в мужчине «надёжное плечо», но не находят его и начинают активно суетиться и «пилить мужа». А ей было бы легче, если от мужчины шло душевное понимание, забота, теплота и поддержка.

Очень хорошо, если супруги разумно и согласованно распределяют роли и обязанности в семье, слушая своё сердце и советуясь с любимыми. Любовь, как известно: «Не ищет своего», — как пишет апостол Павел. И вся жизнь может пройти в спорах и пререканиях, если мы будем постоянно выяснять: «Кто в доме хозяин?» И у кого, что лучше получается. Хочешь быть главой — будь опорой семьи, и жена сама поймёт это без споров с пеной у рта.

Священник Павел Гумеров. Из книги «Малая Церковь»

Наши друзья