Проблема подготовки современной российской молодежи к семейной жизни

01 апреля 2013 Проблема подготовки современной российской молодежи к семейной жизни

 Проблема подготовки молодежи к семейной жизни стоит в современной России чрезвычайно остро. Её сложность определяется с одной стороны отсутствием  государственной системы подготовки молодежи к семейной жизни, отвечающим интересам страны, а с другой – наличием предельно тяжелой демографической ситуации в нашем отечестве. Ученые (А.И.Антонов, В.Н. Архангельский, Л.Л. Рыбаковский  и др.) свидетельствуют о том, что в настоящее время в России наблюдается демографический кризис.

 Для  иллюстрации сказанного выше приведем некоторые статистические данные:  в нашей стране ежегодно распадается около 70% браков; уровень рождаемости в 2 раза меньше  необходимого для простого воспроизводства населения (1,2 рождений вместо 2, 15). Россия занимает лидирующее место в мире по количеству абортов на 1 000 рожденных [3]. По данным директора Института демографических исследований Игоря Белобородова,  в нашей стране 65% семей однодетны и всего лишь 5%  -  многодетны [8]. В результате численность детей в современной  России в 3 раза меньше, чем численность детей в США  [4].  В настоящее время количество детей-сирот в нашей стране превышает и их количество после Великой Отечественной войны. Для сравнения: в 1945г.  по официальным данным - 678 тыс. чел.,  а в 2008 г. -  более 800 тыс. человек [6].  Более 90% детей, воспитывающихся в условиях детского дома, являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Эту печальную статистику, к сожалению, можно продолжить и дальше.

  Если в ближайшее время на государственном уровне  не будет проведена  необходимая «оздоровительная работа» по сохранению института семьи в России и систематическому целенаправленному формированию у порастающего поколения традиционных семейных ценностей, то мы в недалёком будущем можем просто перестать существовать как государство.

 При подготовке молодёжи к семейной жизни следует учитывать, что современные юноши и девушки  совершают свой семейный выбор в совершенно иной ситуации, чем их родители, а тем более бабушки и дедушки. Отечественные демографы и социологи (А. В. Артюхов,  С.И. Голод, Т.А. Гурко, В.М. Медков, А.С. Щукина  и др.) утверждают, что  стремительная трансформация общественных отношений на протяжении ХХ и начала ХI века  привела к существенным изменениям и в системе брачно-семейных отношений.  При этом  произошёл фундаментальный пересмотр представлений о ценностях семейной жизни, включая ценности создания семьи и ценности деторождения. На протяжении последних полутора веков изменялся и сам подход к подготовке подрастающего поколения к семейной жизни.

 Так, например, до революции 1917 года для русской семьи была характерна ранняя брачность и  практически всеобщая брачность (неженатых мужчин и незамужних женщин было менее 8%) [4]. Браки были венчанными  (церковный брак), семьи – многодетными. Кроме того, семья объединяла несколько поколений – не только родителей и детей, но и бабушек и дедушек.  Разводы не превышали уровня 2-3%. Подготовка подрастающего поколения к семейной к семейной жизни в этот период происходила естественным образом в процессе жизнедеятельности в родительской семье. Ситуация резко изменилась после Октябрьской революции.

 В годы советской власти традиционный уклад семейной жизни и вся сложная система семейных установок, норм и ценностей претерпели значительные изменения. Государственная политика способствовала тому, что уже в 1920-е годы  церковный брак практически повсеместно был заменен гражданским. Резко возросло количество разводов. К 1935 году  их абсолютное число по сравнению с 1913-м годом увеличилось в 68 раз [2].  Были разрешены аборты, что привело к их стремительному росту. Стала пропагандироваться установка на равенство полов. С первых лет советской власти были приняты государственные меры по освобождению женщин от «кухонного и семейного рабства» с дальнейшей их переориентацией в сферу производства. Социально-экономические преобразования, репрессии, военные лихолетья привели к тому, что мужчины в течение длительного времени были отстранены от семейного взаимодействия. В эти периоды весь груз семейных проблем, включая материальное обеспечение семьи и заботу о детях детей, советские женщины вынуждены были нести самостоятельно. При этом ответственность за воспитание подрастающего поколения в советский период в значительной мере была возложена на государство. Данные обстоятельства самым негативным образом отразились на супружеских и детско-родительских отношениях граждан нашей страны. В целом можно утверждать, что к концу советского периода многовековой патриархальный семейный уклад в нашей стране практически полностью был уничтожен.

 Однако, несмотря на грандиозные преобразования в политических и социально-экономических сферах и на масштабное экспериментирование в сфере брачно-семейных отношений, к концу советского периода в нашем государстве во многом еще была сохранена сама ценность семейной жизни. Многие традиционные семейные ценности (такие как ценность супружеской верности, ценность уважительного отношения к старшим и др.) формировались как на уровне семейного воспитания, так и на уровне специально разработанных школьных учебных программ. (Так, например, в начале 80-х годов на государственном уровне был введен предмет «Этика и психология семейной жизни», нацеленный на половое  воспитание школьников и формирование у них  ценностей семейной жизни, получивший многочисленные положительные отзывы у родителей и учителей). Обращает на себя внимание и тот факт, что, несмотря на то, что в годы советской власти СМИ, советское искусство и литература были предельно политизированы, но в них не проповедовалась аморальность.

 Ситуация в нашей стране очередной раз кардинально изменилась после крушения Советского Союза и последовавшей вслед за этим коренной социально-экономической перестройкой. В этот период  под лозунгом «свободы слова» традиционная для нашей культуры система ценностей, включая семейные, подверглась массированной атаке. В России с 90-х годов ХХ века через СМИ стало активно насаждаться потребительское мировоззрение с гедоническими и эгоистическими установками, навязываться внесемейные и антиродительские установки,  пропагандироваться «терпимость к неоднозначности». В школах страны половое воспитание практически повсеместно было заменено на сексуальное просвещение. Эта смена подхода к подготовке подрастающего поколения к семейной жизни заключалась в перенесении  акцента из сферы социальных отношений с соответствующими ей нравственными и моральными  нормами в область физиологии. (Данная проблема была рассмотрена нами в статье «Проблема полового воспитания в России» [5]).

 В этот период мировоззрение  россиян последовательно  перестраивалось в сторону девальвации семейного образа жизни и либерализацию половой морали. Социально-экономическая неустойчивость, стремительная трансформация в ценностно-смысловой сфере россиян самым негативным образом отразились на духовно-нравственном и физическом состоянии населения нашей страны. В России в перестроечный период,  начиная с 1992 г., стала стремительно сокращаться численность населения. Так, за 10 лет она  сократилась  на 4,4 млн. человек. Был отмечен  рост внебрачных сожительств. Увеличилось количество внебрачных детей. Стало сокращаться количество регистрируемых браков и увеличиваться количество разводов [1].

 С начала ХХI века во всём мире начался новый период в разрушении культурно-нравственных устоев и семейных ценностей, который, естественно, отразился и на мировоззрении граждан нашей страны. На наш взгляд, он характеризуется  не только активной, массированной пропагандой через СМИ порока в разных его проявлениях  (что началось еще в перестроечный период), но и закреплением на законодательном уровне  под лозунгом «защиты прав человека» такой альтернативной формы брака как «гомосексуальный брак». Раньше трудно было себе представить, но теперь это стало историческим фактом, что в настоящее время в более чем в 10 странах Европы уже  узаконены однополые браки, причём  с правом усыновления детей. Началось это в 2001 г. с Нидерландов. Затем в 2003 г. однополые браки были легализованы в Бельгии, в 2005 г. -  в Испании и Канаде, в 2006 г. -  в ЮАР, в 2009 г. – в Норвегии и Швеции,  в 2010 г.-  в Португалии, Исландии и  Аргентине, в 2012 г. -   в Дании.  Аналогичные законопроекты приняты  в первом чтении в феврале 2013 г.  во Франции и в Великобритании. 

 При этом юридическое закрепление прав сексуальных меньшинств в разных странах  происходит под покровительством таких солидных международных организаций как ЕС, Совет Европы, ОБСЕ и ООН.  Так, например, 17 июня 2011 года Совет ООН по правам человека принял резолюцию, запрещающую дискриминацию представителей сексуальных меньшинств (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных лиц). Через СМИ было заявлено, что Организация Объединенных Наций планирует создать специальный орган, который должен будет контролировать соблюдение прав сексуальных меньшинств во всех странах мира. Законодательства государств будут проинспектированы на наличие законов, затрудняющих  их существование.

 Россия не стоит в стороне от этих мировых процессов. Обращаем ваше внимание на то, что в нашей стране в 2012 г. лишь в третьих чтениях был заблокирован так называемый «гендерный закон» (проект федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)»). Опасность данного законопроекта федерального уровня заключалась в том, что в нём благодаря  смысловой подмене в тексте  понятий  «пол» на «гендер» исподволь создавались благоприятные условия для узаконивания в нашей стране прав людей с так называемой «нетрадиционной сексуальной ориентацией» (гомосексуалистов,  лесбиянок, транссексуалов, бисексуалов и т.д.), то есть сексуальных извращенцев. Причем лица, которые посмели бы после принятия этого закона хоть как-то ограничить дарованные сексуальным меньшинствам многочисленные права и свободу, должны были  бы понести «материальную и уголовную ответственность в соответствии с законом» и «в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права» [7].

 Таким образом, в настоящее время наблюдается дальнейшая массированная атака, направленная на трансформацию  мировоззрения россиян. В этой сложной ситуации отсутствие продуманной, финансируемой государством программы духовно-нравственного и полового воспитания подрастающего поколения, отвечающей интересам страны, приводит к тому, что формирование мировоззрения и полового самосознания подрастающего поколения осуществляется на иных, чуждых нашим культурным ценностям основаниях.

 Не стоит недооценивать и то обстоятельство, что большинство современных молодых людей с раннего возраста, стремясь получить интересующую их информацию, много времени проводят в системе Интернет. В этом случае именно Интернет, а потом и телевидение, начинают выступать для них в качестве специфических значимых «воспитателей», формирующих их мировоззрение. Уполномоченный по правам ребенка в Бельгии  Бернар де Вос предупреждает: «технологический прорыв, который наблюдает общество, не влечет за собой улучшение в нравственной жизни. Дети как самая незащищенная часть общества чувствуют это на себе более других. Самый «умный» виртуальный справочник «обо всем на свете»  помимо действительно нужной и ценной информации предлагает пользователям и так называемый отрицательный контент – сведения негативного, порой преступного характера. 60% всей информации в Интернете посвящено сексу. В это же число входят огромное количество сайтов, которые несут порнографический характер» [4,с.244].Опасность заключается в том, что если не принять соответствующих комплексных мер, то процесс формирование  мировоззрения нового поколения россиян, включающий в себя и формирование у них семейных ценностей, может  выйти из-под контроля семьи и школы, что чрезвычайно опасно для будущего нашей страны. И тогда, как отмечает доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН В.Н. Лексин [4], можно лишь ожидать последовательного отказа от устоев и завершения полуторавекового расшатывания русской семейной традиции.

 Может создаться впечатление, что все усилия по изменению ситуации с подготовкой современной молодёжи  к созданию крепкой счастливой многодетной семьи  в условиях современной российской действительности тщетны.  Но это не так. На наш взгляд, не всё так безнадёжно. Не надо забывать о том, что главным носителем традиционных ценностей является семья. А она, согласно многочисленным опросам, ежегодно проводимым в нашей стране, по-прежнему является ведущей ценностью для всех категорий современных российских граждан, включая молодёжь [1]. Так, например,  согласно опросу ВЦИОМ (на 2009 г) на тему «Самая важная сфера жизни», который охватил  1 600 человек из 42 регионов нашей страны,  наиболее значимой жизненной сферой у 98% опрошенных по-прежнему остаётся «семья и дети» [4].

 Опрос, проведенный нами в 2010 г. в 10-м классе МОУ Еврогимназии №176 г. Екатеринбурга после преподавания  нового учебного курса «Нравственные основы семейной жизни», который был разработан нами для старшеклассников светских школ совместно с иереем Дмитрием Моисеевым, позволил установить, что 96% юношей и девушек хотели бы в будущем создать собственные семьи. 65 % старшеклассников  заявили  о своём намерении  иметь в будущем  не менее чем с 2-х детей. Абсолютное большинство из них хотели бы, чтобы в их будущих семьях сохранялась супружеская верность (90%).

 Вместе с тем при подготовке современной российской молодёжи к семейной жизни следует учитывать ещё одно важное обстоятельство. В настоящее время не только у подрастающего поколения, но и у взрослых россиян обнаруживается  противоречивая система ценностей, что приводит к их дезориентации в семейной жизни [1].

Так, например,  при опросе десятиклассников в  Еврогимназии № 176 г. Екатеринбурга   нами было установлено, что 90% старшеклассников, как мы уже указывалось, в настоящее время настроены на сохранение супружеской верности в браке. Этот показатель  соответствует традиционной для нашей культуры системе семейных  ценностей. Но те же самые школьники в отношении решении вопроса о допустимости для себя добрачного сожительства  обнаружили достаточно высокую лояльность к данным отношениям. Так  около 55% из них (70% юношей и 40% девушек) заявили, что они допускают для себя возможность так называемого «пробного брака».

 Так что же делать? Решение столь сложной задачи как подготовка современной российской молодёжи к семейной жизни  требует комплексного подхода.

 Отечественные демографы и социологи (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б.Синельников) убеждены, что оптимизировать вектор изменений семейных ценностей в условиях глобализации должно государство, которое обладает для этого достаточными ресурсами. Семейные ценности, как и любые другие ценности, целенаправленно формируются. При этом следует учесть, что без духовно-нравственных и информационных стимулов регулировать семейное благополучие, а значит и рождаемость, невозможно. Поэтому:

 Во-первых,  для решения  задачи подготовки российской молодёжи к семейной жизни  необходима  продуманная государственная семейная политика. При этом на государственном уровне не только должна быть поставлена цель поддержки института российской семьи и формирования у населения страны традиционных семейных ценностей, но и детально разработаны  конкретные  комплексные меры, позволяющие сделать процесс трансляции традиционных семейных ценностей в стране максимально управляемым и эффективным.

 Во-вторых, формирование у россиян традиционной системы семейных ценностей должно осуществляться  и через сложную систему формирования общественного мнения в отношении семьи, допустимых и целесообразных моделей полоролевого поведения в браке и добрачных отношениях, в плане  желательности детей и их количества, допустимости абортов и т.д. и т.п. Большую помощь в этом вопросе могли бы сыграть СМИ, литература и искусство, которые в  этот принципиально важный для нашей  страны период должны быть переориентированы на пропаганду ценности семейного образа жизни и ценности многодетности.

 Формирование просемейного общественного мнения может выступить в качестве своеобразного «социального рычага», позволяющего изменить  в нужную для государства строну ценностные установки россиян и оказать решающее влияние на все стороны брачно-семейных отношений. (В качестве иллюстрации сказанного хотелось бы отметить тот факт, что максимальная рождаемость у русских отмечается в тех регионах нашей страны, где русские не доминируют и где до сих пор традиционная семья и дети – общественно признаваемая ценность. Например, в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках Калмыкии, Дагестане и Ингушетии [4]).

 В-третьих, усилиями ведущих ученых нашей страны следует разработать комплекс специальных программ и новых учебных предметов, нацеленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и формирование у них традиционных семейных ценностей.  Данные программы и учебные предметы должны реализовываться на всех уровнях образовательного процесса  и охватить разные возрастные группы, начиная с детского сада и заканчивая студенческой аудиторией.

 В ближайшее время для старшеклассников  нашей страны необходимо ввести новый  учебный предмет, направленный на подготовку юношей и девушек к семейной жизни (который может называться, например, «Семьеведение»). Причем этот учебный предмет по своей сути должен быть мировоззренческим, разработанным в соответствии с культурными и нравственными нормами российского менталитета. Особое внимание при его разработке  и реализации, на наш взгляд,  также следует уделить духовно-нравственному аспекту  семейной жизни. Данное положение согласуется с опросом россиян. Так, например, согласно данным ВЦИОМ (за 2009 год) 57% респондентов заявили, что, с их точки зрения,  центральной проблемой полового воспитания молодёжи  является нравственная сторона ранних сексуальных отношений [1]. Не стоит забывать о том, что бездуховное общество, воспитывающее своих детей в безнравственности, не имеет будущего.

 Таким образом, успешное решение проблемы подготовки современной российской молодежи к семейной жизни возможно только при комплексном подходе к ней. Принципиально значение в этом вопросе будет иметь разработка и реализация продуманной семейной политики адекватной реалиям сегодняшнего дня. Важную роль в сохранении института российской семьи и духовно-нравственной подготовке молодёжи к семейной жизни, с нашей точки зрения, должна сыграть Православная Церковь. Так как именно православное мировоззрение лежит в основе традиционных семейных ценностей.

 Молодое поколение – это будущее нашей страны. От того, какими оно вырастет, какие будут сформированы семейные и жизненные ценности у современных российских юношей и девушек, то есть каким будет их мировоззрение, зависит  и будущее нашей страны.

 
Список литературы:

1. Государственная молодёжная политика: демографический аспект: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции / Под ред. О. А. Копцевой. – М., 2010. – 300 с.

2.Демографическая модернизация России, 1900–2000 / Под ред. А.Г. Вишневского.  - М., 2006. - 608 с.

3.  Жуков В.И. Казнь невинных. – М.: Издательство РГСУ, 2010. – 80 с.

4. Лексин В.Н. Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: Опыт системной диагностики. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 256 с.

5.Монахиня Нина (Крыгина) Проблема полового воспитания в России // Демографический кризис как угроза региональному развитию России: пути преодоления: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. О.А. Копцевой. -  М., 2006. С.150-154.

6.  Сиротство в России: проблемы и пути их решения. – М., 2011.- 107 с.

7. http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-pravo/f6w.htm

8.http://club-rf.ru/exclusive/igor-beloborodov-prosemeynaya-politika-dolzhna-stat-voprosom-gosbezopasnosti/

Автор: Монахиня Нина (Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», кандидат психологических наук.

Монахиня Нина (Крыгина) является одним из авторов нового учебного курса для учащихся 10-11 классов  общеобразовательных школ "Нравственные основы семейной жизни"

 

 

 

 

 

 

Наши друзья

  • Всероссийская программа «Святость материнства»

    Всероссийская программа «Святость материнства»

  • Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ»

    Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ»

  • Общероссийская общественная организация «За жизнь и защиту семейных ценностей»

    Общероссийская общественная организация «За жизнь и защиту семейных ценностей»

  • Благотворительный фонд в защиту семьи, материнства и детства

    Благотворительный фонд в защиту семьи, материнства и детства

  • Институт демографических исследований

    Институт демографических исследований

  • Центр защиты материнства

    Центр защиты материнства "Колыбель" Екатеринбург

  • Ивановская общественная организация

    Ивановская общественная организация "Колыбель"

  • Центр защиты материнства

    Центр защиты материнства "Колыбель" Владивосток

  • Общероссийское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»

    Общероссийское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»

  • Свердловская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганиствне и военной травмы "Инвалиды войны"

    Свердловская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганиствне и военной травмы "Инвалиды войны"

  • Тюменская региональная общественная организация «Центр защиты материнства «Покров»

    Тюменская региональная общественная организация «Центр защиты материнства «Покров»