Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода (часть4)

03 апреля 2013 Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода (часть4)

Каковы возможные последствия развернувшейся сексуализации детской субкультуры для самих детей и для взрослых?

Нельзя не согласиться с Л. Иониным в том, что "безвредность порнографии, так же, как и половое просвещение, ведущее к снятию всех и всяческих табу, могут обернуться снижением качества человеческой чувственной жизни, что грозит потрясениями буквально антропологического масштаба, хотя и не фиксируемыми на уровне сексологии, психологии и социологии бихевиористской ориентации" [8, с.315]. В самом деле, десакрализация интимной сферы, снятие покрова романтической тайны (недаром - т а и н с т в о брака!) с любовных отношений влечет за собой деиндивидуализацию любовного чувства. Закрадываются сомнения: "Я ли это ощущаю или кто-то с экрана?". И, как ни странно, они ведут к подавлению либидо, к сужению репертуара любовных переживаний. Вот почему психиатры с удивлением в последнее время отмечают юношескую импотенцию среди молодых здоровых парней, так хорошо знающих сексуальную технику по эротическим и порнофильмам. Известная формула "кто много говорит, тот мало делает" в данном случае означает: кто много знает о любви чужой, тот мало способен испытывать собственные глубокие чувства. Сексуализируя детское сознание выше означеннми средствами, дезориентируя ребенка в становлении психологического пола и адекватной полоролевой позиции, мы, взрослые, во-первых, крадем у него ощущение его уникальности как мальчика или девочки, лишаем его в будущем полноценных любовных переживаний, в том числе и сексуальных. Недаром только запретный плод - сладок, а доступный - вдруг покажется кислым и горьким.

Во-вторых, сексуализация сознания ребенка - это в мистическом смысле лишение его целомудрия. Детское сознание по природе своей целомудренно, а целомудрие, как известно, охранно, оно защищает ребенка от опасности, грязи, заразы. Целомудрие - это не столько физиологическая и не только нравственная категория, это категория мировоззренческая, отражающая целостную картину бытия, целостный и мудрый образ мира, что и обеспечивает охранительную функцию сознания. Поэтому "целительство" и "целомудрие" - понятия одного порядка, также как "блуд" и "заблуждение" [29].

Становится совершенно ясным, что растущая в обществе либерализация половой морали, распространение порнографии, активное половое просвещение бихевиористского толка, направленное не на помощь в становлении психологического пола и адекватной полоролевой позиции ребенка, а на дезориентацию в его половой идентичности и на формирование инверсионной модели половой социализации, вне- супружеских и анти- родительских установок, приводят к сексуализации детского сознания и общей деморализации культуры детства и как следствие – к чудовищному росту растления несовершеннолетних. Современная социальная ситуация развития ребенка в обществе в контексте полового воспитания по сути оборачивается прежде всего сексуализацией детства, детской субкультуры, и это - явление , осмысление возможных последствий которого - важнейшая задача современной науки.

В чем же психологический, социокультурный смысл половой дифференциации? Что об этом необходимо знать каждому человеку и, прежде всего, детям?

Существует очень глубокая, обширная, но малоизвестная и малоизученная литература по философии и психологии пола (половой дифференциации) - с древнейших времен в различных религиях и философских построениях, но особую силу и красоту приобретшая в христианском (православном) богословии.

В соответствии с ней, оказывается смысл пола, загадка пола вовсе не в идее совокупления и даже не в идее размножения, поскольку размножение возможно и без разделения двух существ по признаку пола, а в полном соединении в одно бытия двух лиц разного пола (Фихте) или, как предельно четко сформулировал Вл. Соловьев, "смысл половой дифференциации (и половой любви) следует искать никак не в идее родовой жизни и ее размножения, а лишь в идее высшего организма" (Вл. Соловьев и др., с 9). Тяготение одного пола к другому - есть желание восполнить себя в другом, приблизиться к совершенству.

В такой постановке вопроса находит свое решение и проблема личности в связи с проблемой половой дифференциации. Подлинная полнота личностного проявления человека возможна лишь в факте слияния в высшем бытии двух существ, т.е. в браке, который есть таинство, таинство любви. Гениальный писатель, общественный деятель древнего христианского Востока святой Иоанн Златоуст в период высшего расцвета своего таланта писал: "Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину. Мужчина и женщина не два человека, а один человек" (цит. по: Троицкий, 1996, с.11).

Главная, высшая и последняя цель брака не в детях и вообще не в чем- либо, стоящем вне самих супругов, ибо достижение богоподобия и есть цель бытия человеческого. По библейскому воззрению, брак - остаток рая на земле, тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами потому что разделение и рознь прекращается в браке, когда двое становятся "едина плоть", единая личность, душевно-духовно-телесное единство. Это сверхиндивидуальное богоподобие достигает своей кульминации в бого-творении - зачатии и рождении ребенка, и такая брачная любовь не может не быть моногамна. И никакой любовный роман не может заменить брака, ибо только в нем полнота отношений.

Христианство дает такое идеальное понимание брака как образа вечной жизни. Французский философ Габриель Марсель пишет: "Сказать человеку "Я тебя люблю" - то же самое, что сказать "Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь". Подлинная любовь мужчины и женщины лишь в браке способна достичь таких высот, такой благодати и такой полноты.

В одном из романов И.С. Тургенева говорится о двух чистых прекрасных молодых людях, соединивших свою судьбы, влюбленных друг в друга и, как пишет Тургенев, "даст Бог, доживут до любви". Значит, до любви надо дожить, ее надо заслужить великими трудами, верой, жертвенностью, но и награда велика. Одной современной девушке, пришедшей к старцу за советом, идти ли ей в монастырь, было сказано: "Ты не умеешь любить - выходи замуж", значит, приобрести истинную любовь можно лишь в браке.

Любовь покрывает всё - даже пороки любимого человека: "Я беру тебя, беден ли ты или богат, здоров или болен, добр или зол" - так говорилось в древнем чине венчания. Преобразить человека, изменить, "перевоспитать", сделать личностью возможно, полюбив его, ибо, по выражению Иоанна Златоуста, "Пламень любви сжигает душевную нечистоту, и разврат происходит не от чего другого, как от недостатка любви" (Цит. по: Троицкий, 1996, с.129).

Только любовь зряча, лишь она видит в любимом существе высшую красоту, совершенство, икону - образ Божий. Поэтому не важно, сколько прожито лет, этот образ неуничтожим, он может только потускнеть и потемнеть, но внутренними очами он виден и с годами открываются новые его грани.

Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, она не имеет ничего общего ни со свободной любовью, которой можно "заниматься", ни с "безопасным сексом", поскольку только она позволяет не лакомиться плотскими отношениями, но постигать всю глубину их, беря и отдавая себя. Напротив похоть разрушает сверхиндивидуальную целостность (целомудрие) и, как ни парадоксально, уменьшает плодородие и здоровье потомства. Поэтому парадоксальный призыв – "Храните целомудрие, если хотите здоровых и красивых детей" вполне находится в соответствии с философией христианского брака и с тем ужасающим положением в репродуктивной медицине и младенческом здравоохранении в сегодняшней России. Без целомудрия нет и милосердия, т.е. нет той любви, воплощающей личностно- смысловые гуманные отношений, при которых другой человек выступает целью совместной деятельности и вызывает подлинные сострадание и сорадование, и здесь нет места ни ревности, ни подозрительности, ни зависти, ни изменам. "Всеобщее унижение любовной жизни" - так с грустью сказал о современном обществе З. Фрейд - тот, кто во многом определил его состояние в ХХ веке.

На рубеже ХIХ и ХХ веков Лев Толстой писал: "Жизнь наших высших классов - один сплошной дом терпимости", на рубеже ХХI века можно применить эту же фразу в отношении, пожалуй, всех классов и всех слоев нашего общества. И это не может быть нейтрально для нашего будущего и будущего наших детей, поскольку "вечные законы нравственности неумолимы, и народ не желающий вести борьбу с тем, что ведет его к вырождению, рано или поздно должен будет уступить свое место другим, более строгим народам или превратиться в удобрение для их культуры" (Троицкий, 1996, с.127).

Безусловно, половому просвещению бихевиорального толка, основной целью которого является привнесение биологических знаний о человеческой сексуальности детям, чужда и непонятна подобная логика, но наши мальчики и девочки должны быть по крайней мере знакомы с ней, чтобы понимать, чего они лишают себя, лишая себя целомудрия - мудрого и благоговейного отношения к собственному телу и собственной душе, а значит, тем будущим возвышающим и возвышенным, потенциально богоподобным отношениям, о которых никто не сказал лучше, чем Апостол Павел:

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает" (Первое послание к Коринфянам св. Апостола Павла 13:1-8). Такая любовь способна восторжествовать в каждом, кто находится в постоянной борьбе за нее и даже, когда другой оставляет любящего, она вместо ликующей и радостной становится сострадательной и острой: "Боже, спаси его, он не понимает что делает!" Разве не стоит жить ради такой любви? В постоянной надежде и борьбе за то, чтобы именно такая любовь в каждом из нас восторжествовала.

Литература

1. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., ЭКО, 1999

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М-Воронеж:НПО "МОДЭК", 2000

3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире //Вопр. психол. 2002, №1, С.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т., М: Педагогика, 1982 - 1984

5. Гарданов В.К. "Кормильство" в Древней Руси. //Советская этнография, 1959, № 6

6. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола //Природа, 1991, № 8

7.  Дети России: насилие и защита. Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. (Москва. 1-3 октября 1997 г.) М., 1998

8. Ионин Л. Укрощенная сексуальность//Свобода в СССР. - М., 1997 С.283-315

9. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л. "Медицина" Ленинградское отделение, 1986

10.  Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).- М., 1991

11. Кнебел Х. Традиционные институты социализации детей и подростков у народа огони (Юж. Нигерия). //Сов. этнография, 1981, № 1

12.  Коломинский Я. П-, Мелтсас М. X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопр. психол. 1985. № 3. С. 165—171

13.  Кон И. С. Ребенок и общество. М. Наука 1988, № 2.

14.  Косвен М.О. Аталычество //Советская этнография, 1965, № 2

15.  Крайг Г. Психология развития. СПб, Питер, 2000

16.  Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат, 1975

17.  Маркова Н.Е. Ценностные установки молодежи современной России//Народонаселение ИСЭПН РАН, 2003, № 2, с 16-21

18.  Мид М., Культура и мир детства. М. Наука, 1988

19.  Непомнящий В. С веселым призраком свободы. //Континент, 1992, № 3

20.  Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). Институт государства и права Российской академии наук. М., 2000

21.  Ошеров Вл. Безобидное развлечение? Сексуальное обучение в Америке //Учительская газета № 12, 1997

22.  Пирожков В.Ф. Криминальная психология. В 2 кн., кн. 1 Психология подростковой преступности. М. Ось-89, 1998

23.  Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии. (Программы для общеобр.учебн.заведений).-М. Мин. образования, 1996

24.  Положение детей в России (Социальный портрет).1992 год. - М. Дом, 1993

25. Попов В. А. Половозрастная стратификация в этнологических реконструкциях первобытности // Советская этнография. 1982. № 1с. 18—28.

26.  Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М. Наука, 1946

27.  Репина Т. А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии // Вопр. психол. 1987. № 2. С. 158—165

28.  Собран Дж. Абортная культура// Новая Европа, 1996, № 9, с. 89 - 103

29.  Соловьев В. Смысл любви, Троицкий С. Христианская философия брака, Прот И. Мейендорф Брак в православии. М. Путь, 1995

30.  Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность // Педагогика 1998, № 6, с.3-10

31. Субботский Е. В. Детство в условиях разных культур // Вопр. психол. 1979. № 6. С. 142— 151.

32. Тернер В. Символ и ритуал. М. Наука, 1983

33.  Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М. Политиздат, 1980

34.  Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Востока: В 2 т./ Отв. ред. И. С. Кон. М., 1983.

35.  Betwixt & Between: Patterns of Masculine and Feminine Initiation./Ed. Louise Mahndi, La Salle, Illinois, 1987

36.  Feschbach N. D.. Rou K. Empathy in 6-and 7-year olds // Child Development. 1969. N 39 P. 133—145

37.  Green F., Schneider F. Age differences in behavior of boys on three measures of altruism // Child Development, 1974. N 45. P. 248—251

38.  Harlou H.F. Sexual behavior in rhesus monkeys. //Science, 1965, p.421 -432

39.  Ku L.C., Sonenstein and Pluk J.H.: Factors effecting first intercourse among young men.// Public Health. Rep.108, Nov.- Dec. 1993

40.  Stotland E., Sherman S. Empathy and birth order. Some experimental explorations. Linkoln. 1971

41. Vang R.E. & Moss H.A. Neonatal precursors of infant behavior // Developmental Psychol. 1978. T. 14. No 6. C. 607-613.

42. Vincent M., Clearie A. Schlucter M.: Reducing adolescent pregnancy through school and community - based education. JAMA 257: 3382 -3386. June 27, 1987

Aвтор: Абраменкова Вера Васильевна. Ведущий научный сотрудник, доктор психологических наук, профессор МГППУ. Заведующая лабораторией "Социальная психология детства" в институте дошкольного воспитания.

 Источник: Образовательный портал "Слово"

 

Наши друзья