О важности надлежащей заботы о ребенке раннего возраста для развития его мозга

01 апреля 2013 О важности надлежащей заботы о ребенке раннего возраста для развития его мозга

Как выяснили американские ученые из детской больницы Бостона (Boston Children’s Hospital), нехватка родительской заботы, с которой дети сталкиваются в детских домах, является не только фактором риска нарушений правильного психического развития ребенка  (как это было установлено раньше), но и непосредственно влияют на размер некоторых участков мозга.

В исследовании использовались данные из программы Bucharest Early Intervention Project, в ходе которой сирот, которые воспитывались в детских домах передавали приемным родителям. Всего ученые сравнили результаты МРТ трех групп детей в возрастей 8-11 лет. В первую входило 29 детей, которые воспитывались в соответствующих учреждениях в течение 6-9 лет. Во вторую — 25 детей, которые были переданы оттуда в приемные семьи. В третью — 20 детей, которые сразу попадали к приемным родителям. На результатах МРТ детей, пребывавших или пребывающих в детских домах, объемы серого вещества коры головного мозга были меньше, чем у тех детей, кому посчастливилось никогда не бывать в подобных учреждениях. Немного по-другому обстояли дела с соединяющим разные части мозга белым веществом — его объемы были значительно меньшие у сирот, получающих институциональное воспитание, чем у детей из двух других групп.

Как видно из полученных учеными результатов, воспитание детей в детских домах негативно сказывается на размере мозга ребенка. Однако хорошие новости заключаются в том, что помещение ребенка в приемную семью способно восполнить возникающий из-за этого пробел — как демонстрирует прирост белого вещества головного мозга.

Сами ученые объясняют свое открытие следующим образом: в определенном возрасте у ребенка (первые два года жизни) начинается «сенситивный период», в который его окружение особенно влияет на развитие. И социальная депривация, с которой многие дети сталкиваются во время пребывания в детских домах (например, в Румынии соотношение социальных работников к сиротам составляет 1:12), таким образом и приводит к уменьшению объема мозга. В свою очередь это может приводить к нарушению психического развития  детей и понижению  их  умственных способностей. http://www.abc-gid.ru/news/show/2882/

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences:

Sheridan M.A., Fox N.A., Zeanach C.H., McLaugHin K.A., Nelson C.A. Variation in neural development as a result of exposure to institutionalization  early in childhood. PNAS, 2012, 109, 12927 - 32. (http://www.pnas.org/content/early/2012/07/17/1200041109.full.pdf).

-----------------------------------------------------------------------------------------

P.S. Добавление автора дневника.

В связи с обсуждавшейся  выше  статьей хотелось бы также отметить следующее. Результаты указанной  работы хорошо согласуются с данными других известных исследований, показавших, что  перемещение детей из детских домов  (где они, в силу особенностей этой системы, испытывали депривацию) в более   благоприятные условия развития (например, в приемную семью) в большинстве случаев приводит к  их  существенной психической реабилитации,   у многих детей - практически полной. Конечно, реабилитация  может происходить  не сразу, а постепенно и  потребовать  дополнительных усилий со стороны семьи  по оздоровлению и развитию ребенка;  см., например, следующие ссылки:

van I Jzendoorn  M. H.,  Juffer F.  The Emmanuel Miller Lecture 2006: Adoption as intervention. Meta-analytic evidence for massive catch-up and plasticity in physical, socio-emotional and cognitive development. J. Child Psychology and Psychiatry, 2006, 47, 1228 - 1245.

Welsh J.A., Vianna A.G., Stephen A.P., Mathias M.D. Interventions for internationally adopted children and family. A review of literature. Child and Adolscent social work journal, 2007,  24, 285 - 311.

--------------------------

Следует отметить, что ранее (в 1996 г.) сходные результаты были получены в Научном центре психического здоровья РАМН  - в кандидатской диссертации Проселковой Марины Овсеевны "Особенности психического здоровья детей-сирот"  (см. автореферат http://www.psychiatry.ru/diss/1996/86).

Причем там было показано, что можно добиться успешной реабилитации детей даже в условиях детского дома, при условии обеспечения  эмоционального и психологического контакта  со взрослым и проведения специальных развивающих занятий. Работа также содержит ценные рекомендации по поводу того, какие меры можно принять, чтобы предупредить развитие синдромов депривации  у воспитанников детского дома. В частности, там говорится следующее:

"Наиболее эффективным мероприятием по реабилитации детей-сирот является метод имитации семьи, который предполагает разукрупнение групп детей, постоянный состав групп и включает в себя расширение эмоционально-когнитивной и разновозрастной стимуляции с применением специальных программ, улучшающих развитие других психических функций.

Работа сиротских учреждений нуждаются в реорганизации с изменением их штатно-функциональной структуры. Необходимы следующие мероприятия:

— введение в штат «ЛЗМ» (лицо, заменяющее мать);

— замена сменного графика лиц, работающих с «семьей», на ежедневный;

— психологическое тестирование при отборе лиц для работы на этих должностях и контрактная система приема на работу сотрудников дома-младенца".

------------------------

На основании накопленных новых научных данных об особенностях нервно-психического развития детей в раннем возрасте ЮНИСЕФ недавно опубликовал специальное заявление с призывом сократить до минимума помещение детей до трех лет в  интернатную систему. В самом крайнем случае рекомендовано помещать ребенка в детские дома домашнего типа, где бы обеспечивался достаточный эмоциональный и психологический  контакт ребенка с ухаживающим за ним взрослым (http://(http://www.unicef.org/ceecis/UNICEF_A_call_to_action_cahier_RU_web.pdf).

-----------------------------------------

Кроме того,  важно также подчеркнуть, что в указанных выше зарубежных исследованиях (van IJzendoorn and Juffer, 2006; Welsh et al., 2007)  предупреждается об опасности использования научно необоснованной и недоказанной практики "психотерапии" приемных детей, скрывающейся под названиями  "терапии привязанности" ("Attachment therapy", AT),  "холдинг-терапии" ("holding therapy"), "родительства по Нэнси Томас" и некоторыми др. Эта лже-психотерапия  может принести большой вред психическому и физическому здоровью ребенка.

К числу известных адептов этой опасной для здоровья и даже жизни приемных детей концепции и практики относятся Фостер Клайн, Даниэль Хьюз, Грегори Кек, Нэнси Томас, Марта Уэлч (Martha Welth), Рональд Федеричи и др. (фамилии некоторых из них  указаны в приведенных выше работах).   К сожалению, эту лженаучную  "психотерапию", стараниями некоторых  "энтузиастов"    недавно стали пропагандировать  в России. Подробнее об опасности "вируса АТ"   и попытках его  распространения  в  России  см.  здесь:

Поборница Attachment Therapy Нэнси Томас распространяет в России опасные лженаучные концепции воспитания детей-сирот.

http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/

 Также подробную информацию об АТ  (на англ. яз.)  можно получить из материалов, размещенных на сайте американской правозащитной организации "Advocates for children in therapy" ("Защитники детей, подвергнутых терапии") (http://childrenintherapy.org/news.html). Данная организация создана рядом ведущих специалистов США в области детской психологии, психиатрии и защиты детей специально для борьбы с распространением антинаучных психотерапевтических теорий и практик, опасных для жизни и здоровья ребенка.

 

Массино Юлия Сергеевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник  Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

Источник: http://yuliamass.livejournal.com/122592.html

 

Наши друзья