Анализ рисков внедрения сексуального просвещения в программы начального и среднего школьного образования

27 мая 2014 Анализ рисков внедрения сексуального просвещения в программы начального и среднего школьного образования

Эти риски связаны с предлагаемыми в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 2-х частях (далее – Концепция), взаимосвязанной с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы»от 1.06.12 (далее – Стратегия) мерами по защите репродуктивного здоровья несовершеннолетних.

Часть 3 главы IV Стратегии закрепляет: «проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних». В Концепции в части 4 в разделе «цели, принципы, задачи и основные направления семейной политики Российской Федерации на период до 2025 год» в качестве решении задач по пропаганде семейного благополучия и традиционных ценностей в пятом абзаце предлагается: «усиление государственной поддержки в работе по формированию ответственного отношения молодёжи к браку и семье, к репродуктивному здоровью и поведению (курсив – наш) ». Стратегия в части 4 главы IV предусматривает такие меры, как: «активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек. Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни».

Программы сексуального просвещения очень часто включены именно в образовательные программы, посвящённые репродуктивному здоровью и профилактике ранней беременности и абортов, а также в программы гигиенического воспитания и профилактики болезней, передаваемых половым путём.

В рамках мер, направленных на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, закреплённых в Указе Президента РФ N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1.06.12, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы N 201 «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» от 25.10.07 (далее – Конвенция). Статья 6 Конвенции, носящая название «просвещение детей», гласит: «Каждая Сторона принимает необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя, адаптированной к их развивающимся способностям. Такая информация, предоставляемая, при необходимости, во взаимодействии с родителями, дается в более широком контексте полового воспитания, и в ней особое внимание уделяется ситуациям повышенной опасности, в особенности связанным, с использованием новых информационных и коммуникационных технологий».

Таким образом, исполнение мер, описанных в статье 6 Конвенции, предполагает введение программ полового\ ексуального воспитания в начальной и средней школе. Поскольку стандарты и принципы «полового воспитания» в Концепции и Стратегии не прописаны, существует риск внедрения уже существующих стандартов, разработанных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и ФЦПСЗ[1].

Рассмотрим стандарты полового (сексуального) воспитания/просвещения Европейского регионального бюро ВОЗ и ФЦПСЗ. Так, в брошюре Европейского регионального бюро ВОЗ и ФЦПСЗ «Стандарты сексуального образования в Европе. Рамочный документ для лиц, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения» от 2010 года в части 2 («Матрица сексуального образования») содержатся следующие положения (мы перечислим лишь некоторые):

6-9 лет

Информация (Предоставить информацию о), Навыки (Научить детей), Установки (Помочь детям развить)

  • сексуальность*
  • любви, влюбленности, нежности
  • сексе в СМИ (включая Интернет)
  • ощущении радости и удовольствии от прикосновения к собственному телу (мастурбация/самостимуляция)
  • соответствующей сексуальной терминологии
  • половом акте
  • осознавать собственную и потребность других в частной жизни
  • правильно относиться к сексу в СМИ
  • использовать сексуальную лексику, не подразумевая оскорбления
  • понимание «приемлемого секса» (по обоюдному согласию, равноправный, соответствующий возрасту, условиям и уважать чувство собственного достоинства)
  • понимание, что секс представляется в СМИ по-разному

9-12 лет

Информация (Предоставить информацию о), Навыки (Научить детей), Установки (Помочь детям развить)

  • Сексуальность
  • первом сексуальном опыте
  • гендерной ориентации
  • сексуальном поведении молодых людей (различия в сексуальном поведении)
  • любви, влюбленности, удовольствии, мастурбации, оргазме
  • различиях между гендерной идентичностью и биологическим полом
  • выражать и понимать разные сексуальные ощущения и говорить о сексуальности соответствующим образом
  • принимать сознательное решение иметь сексуальный опыт или нет
  • отказываться от нежелаемого сексуального контакта
  • различать сексуальность в «реальной жизни» и СМИ
  • пользоваться современными средствами коммуникации
  • положительное отношени, уважение и понимание
  • разнообразия сексуальности и сексуальных ориентаций (секс должен быть по обоюдному согласию, равноправным, соответствующим возрасту, условиям и уважать чувство собственного достоинства)
  • понимание сексуальности как процесса познания
  • принятие разных форм выражения сексуальности

*«Сексуальность является центральным аспектом бытия человека на протяжении всей его жизни и включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, половой инстинкт, удовольствие, близость и репродукцию. Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, убеждениях, установках, ценностях, поступках, поведении, половых ролях и отношениях. Несмотря на то, что сексуальность может включать в себя все эти аспекты, не всегда все они ощущаются и проявляются. На сексуальность влияет совокупность биологических, психологических, социальных, экономических, политических, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов».

Следует подчеркнуть, что внедрение на законодательном уровне в российскую программу начального и среднего школьного образования положений, подобных стандартам ВОЗ и ФЦПСЗ, приведет к правовой коллизии. Уголовный Кодекс Российской Федерации в главе 18 «преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» содержит статью 135 – развратные действия. Объектом развратных действий является половая неприкосновенность лиц, не достигших 16-летнего возраста. Развратные действия делятся на физические и интеллектуальные. К интеллектуальным развратным действиям относится, например, демонстрация малолетнему порнопродукции, ведение в его присутствии разговоров на сексуально-циничные темы.

Непонятно, каким образом установки «положительного отношения, уважения и понимания разнообразия сексуальности и сексуальных ориентаций», отражаемые в стандартах ВОЗ, будут соотноситься с принятыми на региональном уровне законами о запрете на пропаганду гомосексуализма среди детей.

Таким образом, расплывчатые и не детализированные формулировки Стратегии и Концепции, касающиеся защиты репродуктивного здоровья несовершеннолетних, отсутствие четких принципов и стандартов образовательных и просветительских программ, - содержат в себе риски передачи детям информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.

Предложения по защите школьных образовательных программ от информации, представляющей опасность для детей

Существующие ныне школьные образовательные программы «Здорового Образа Жизни» (ЗОЖ) в достаточной мере освещают проблемы нежелательной беременности и инфекций, передающихся половым путем. В программах экологического образования формируются навыки поведения в ситуациях, связанных с риском здоровью и жизни, навыки поведения с незнакомыми людьми, несущими угрозу. Таким образом, в школьных программах охватываются все сферы, касающиеся полового поведения и репродуктивного здоровья.  Разработка дополнительных мер по выработке ответственного отношения к репродуктивному здоровью и поведению, декларируемая в Концепции, а также в пунктах 3, 4 главы 4 Стратегии,  представляется излишней и нецелесообразной. Особенно, если в качестве таких мер будут предложены программы  полного сексуального просвещения.

Продолжающийся рост числа подростковых беременностей и абортов, а также заболеваний, передающихся половым путем, связан с чрезмерной информированностью детей, с пропагандой СМИ сексуального раскрепощения, граничащего с сексуальной распущенностью. Ровно те же тенденции мы можем увидеть и в Западной Европе, в которой программы сексуального просвещения введены достаточно давно. Трудно представить себе, каким образом информирование об «ощущении радости и удовольствии от прикосновения к собственному телу (мастурбация\самостимуляция)», рекомендуемое стандартами ВОЗ  для детей 6-12 лет, защитит их от нежелательной беременности.

Подчеркиваем, что введение дополнительных образовательных программ по половому поведению  и репродуктивному здоровью является нецелесообразным. Однако, ввиду того, что:

а) в Стратегии и Концепции предлагается введение таких образовательных программ,

б) Эти программы могут быть недобросовестно использованы,

в) В Концепции  заявлена необходимость формирования безопасной информационной среды для детей. В п.1 Стратегии проблема «нарастания новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей» заявлена как одна из основных проблем в сфере детства,

- нам представляется чрезвычайно важным введение мер по защите детей от информации, представляющей опасность, развращающей детей и открывающей возможности сексуальной эксплуатации.

Таковыми мерами могут являться:

1. Стандартизация. Все уроки по воспитанию у детей и подростков отношения к вопросам пола, по профилактике инфекций, передающихся половым путем, по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних, а также уроки гигиенического воспитания должны проводиться по единой, строго стандартизированной и унифицированной программе (далее Программа). Программа не должна содержать опасную для ребенка информацию. Опасная информация - это информация, развращающая ребенка и способная нанести вред его здоровью, побуждающая его к сексуальной активности, пробуждающая ранний интерес к сексуальной жизни и пропагандирующая гомосексуализм (далее - Опасная информация). Программа должна пройти обязательную экспертную оценку на предмет наличия указанной выше Опасной информации, быть утверждена представителями крупнейших традиционных конфессий, а также представителями родительской и педагогической общественности. Программу необходимо широко обсуждать в СМИ. Любые отклонения от Программы должны быть исключены. Программа должна быть утверждена Министерством Образования РФ.

2. Тщательный подбор кадров. Для снижения риска растления и с целью недопущения в школьную и образовательную среду  лиц, склонных к сексуальной эксплуатации детей, все педагоги, участвующие в Программе, должны быть качественно подготовлены, пройти курсы повышения квалификации по предлагаемой разработанной Программе. Все педагоги, работающие по Программе, должны иметь высшую квалификационную категорию. Следует также письменно довести до педагогов сведения о существовании статьи 135 УК, по которой предусмотрена уголовная ответственность за развратные действия по отношению к детям. Необходимо предоставить педагогам, участвующим в Программе, право отказаться от участия в Программе.

3. Родительская защита. Основываясь на статьях 5, 14 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка (признающей приоритет прав и обязанностей родителей руководить и управлять ребенком в осуществлении его прав, в том числе в реализации права ребенка на свободу мысли, совести и религии важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка), считаем необходимым признать первостепенным право родителей в выборе для своих детей программ полового просвещения, профилактики инфекций, передающихся половым путем, по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних, а также уроки гигиенического воспитания. Программа должна вводиться исключительно при получении письменного разрешения обоих родителей. Такое разрешение должно писаться в заявительной форме после ознакомления с Программой и письменного информирования родителей об опасностях недобросовестного использования тем, затрагиваемых в Программе, о риске наличия Опасной информации, способной нанести вред детям. В рамках просвещения родителей об их правах, о возможности защитить детей от развращения, в письменной форме довести до родителей сведения о существовании статьи 135 УК, по которой предусмотрена уголовная ответственность за развратные действия по отношению к детям. Необходимо предоставить родителям право отказаться от Программы на любом этапе ее проведения.

4. Прозрачность. Необходима полная видео- и аудио-фиксация всех уроков по программе. Необходимо обеспечить доступ  родителей к видео и аудиоматериалам программ, а также возможность непосредственного присутствия на уроках по Программе.

5. Альтернативная программа. В целом, существует два наиболее распространенных принципа образовательных программ, касающихся репродуктивного здоровья и поведения.

Один из принципов базируется на широком половом просвещении детей и подростков, включающих, в частности: освещение всех аспектов сексуальности, о половом удовольствии, о сексуальной ориентации, противозачаточных средствах, информацию о планировании семьи, о принятии решения о половой связи инфекциях, передающихся половым путём, и способах защиты от них. Программы, базирующиеся на принципах полного сексуального просвещения, получили широкое распространение в Западной Европе и США. Однако, эффективность этих программ в достижении заявленных целей может быть подвергнута сомнению. По данным исследований, проведенных учеными из Сообщества Совета по вопросам Здравоохранения, Сексуального образования служб по Планированию Семьи графства Глостершир, Великобритания, такие программы подталкивают детей к ранней сексуальной активности.  Учеными было опрошено 410 студентов, более 45% из которых признались, что после первых уроков по половому воспитанию, они ощутили потребность поэкспериментировать. Кроме того, согласно различным статистическим исследования NAEA (National Abstinence Education Association Национальной  Ассоциации просвещения, Ограниченного Воздержанием), более 60% родителей предпочитают программы целомудрия, призывающие детей к воздержанию от сексуальной активности, пропагандирующие моральные нормы и принципы ответственного отношения к супружеской жизни. На сегодняшний день более половины родителей Великобритании считают, что сексуальному просвещению не место в школьном образовании.

Анализируя данные этих исследований, можно сделать вывод о том, что в обществе и в родительской среде существует потребность в разработке и внедрении альтернативных широкому сексуальному просвещению программ. Подобные программы стали разрабатываться в Соединенных Штатах Америки. Они существуют под разными названиями («Программы целомудрия», «Программы просвещения, ограниченного воздержанием») и базируются на принципах морали,  ценности супружеских отношений, любви и верностиинформирование о негативных последствиях половой распущенности, о том, что сексуальные отношения вне брака могут нанести вред физическому и психологическому здоровью, обучение молодых людей противостоянию давлению агрессивной и растлевающей среды, умению отказываться от навязываемой сексуальной близости. Такие программы пропагандируют необходимостьдостижения самодостаточности и личностной зрелости до вступления в половую активность.

Такого рода программы получили широкое развитие и массивное государственное финансирование в США. Разработка такой Программы (далее - Альтернативной Программы) для российских детей будет во всей полноте реализовывать принципы, декларируемые в представленной Концепции, настаивающей на необходимости сохранения традиционных и культурных ценностей народов России.

Первый подход, реализующий принцип полного и всестороннего полового просвещения противоречит культурным традициям народов России и несовместим с взглядами традиционных конфессий на семью и детство. Более того, во всех традиционных культурах народов, населяющих нашу страну, в области сексуальности в детском возрасте четко просматривается идея целомудрия.

При разработке Альтернативной Программы, должен применяться весь комплекс мер, описанных в предыдущих пунктах (1, 2, 3,4).

 

 

 

Общероссийская общественная организация

«Родительское Всероссийское Сопротивление»

Источник: http://r-v-s.su/analiz-riskov-vnedreniya-seksualnogo-prosveshcheniya-v-programmy-nachalnogo-i-srednego-shkolnogo

 

Наши друзья