Доигрались

29 апреля 2014

Все попытки законодательно ограничить американских подростков в возможности покупать видеоигры с элементами насилия неизменно терпели поражение: Верховный суд признавал такие законопроекты противоречащими первой поправке к конституции США, гарантирующей свободу слова.

Такая участь, например, постигла в 2011 году действовавший с 2005 года в штате Калифорния закон об ограничениях на продажу несовершеннолетним игр, фильмов и книг с жестокими сценами. Так что теоретически ребенок может отдать под суд родителей, запрещающих ему купить понравившуюся игру.

Однако это тот случай, когда общество, не добившись ограничения продаж буквой закона, проявило высокую самоорганизацию и решило проблему самостоятельно. Как только технологии позволили мониторам отображать достаточно реалистичное изображение, зазвучала критика в адрес популярных игр с элементами насилия. И в 1994 году на свет появляется негосударственная организация Entertainment Software Rating Board (ESRB), присваивающая рейтинги, позволяющие родителям с первого взгляда понять, насколько подходит содержание видеоигры их чаду. В 2011 году с распространением игр на мобильных устройствах были созданы отдельные рейтинги и для онлайн-магазинов приложений сотовых операторов. За 20 лет сертификацию прошли свыше 22 тысяч игр. Более того, ESRB публикует рекомендации для разработчиков и продавцов по демонстрации рейтинга в рекламе и его использованию в торговле.

В целом рейтинги ESRB основываются на критериях, аналогичных принятым в качестве стандарта в киноиндустрии. Черно-белая маркировка на упаковке и диске представляет собой прямоугольник с одной или двумя буквами в центре. Существует четыре рейтинга, которые приблизительно указывают, для какого возраста больше подходит видеоигра, и два ограничительных рейтинга "М" (от англ. Mature) - для тех, кому больше 17 лет, и "АО" (от англ. Adult Only) - только для тех, кому за 18. Самый строгий "АО" применяется относительно редко и только для игр, в которых герои обильно употребляют спиртное, сигареты и наркотики, используют непечатную лексику, участвуют в откровенных сексуальных сценах. Крупнейшие производители игровых консолей не лицензируют такие игры. Поэтому когда популярная видеоигра GTA: San Andreas получила запретное "АО", разработчик сделал работу над ошибками и оценку смягчили до "М".

В результате, хотя в США законы не ограничивают детей в покупке видеоигр, де-факто оценка ESRB является широко распространенным и эффективно применяемым на практике стандартом: практически все крупные магазины не продают игры без маркировки ESRB и просят показать удостоверение личности при покупке игр с рейтингами "М" и "АО".

В 2011 году Федеральная торговая комиссия США провела анонимное исследование, в результате которого выяснилось, что лишь 13 процентам подростков удается приобрести запрещенный для них контент, в то время как в 2000 году эта цифра составляла 80 процентов.

между тем

В целом местные психологи считают неочевидным, что игры делают ребенка жестоким, полагая, что связь может быть и обратной: предрасположенные к жестокости дети выбирают игры с элементами насилия. Критики ограничений также указывают на наличие сцен насилия в общедоступных книгах и фильмах. Тем не менее в стране, где огнестрельное оружие продается свободно, каждый случай вооруженной агрессии подростков вызывает оживленные дискуссии. Так, в августе 2013 года в штате Луизиана восьмилетний любитель серии "GTA", отложив джойстик в сторону, через несколько минут взял оружие и застрелил свою бабушку. Большим любителем "шутеров" был и подросток-аутист Адам Ланса, расстрелявший из винтовки в декабре 2012 года 26 человек в школе города Ньютаун.

франция

От PEGI не скрыться

Цензуре порой даже рады

Вячеслав Прокофьев, "Российская газета", Париж

Расхожее мнение о том, что видеоиграми в основном увлекаются дети и молодежь, по крайней мере, к Франции не относится. По статистике Национального профсоюза работников сектора видеоигр, средний возраст местных геймеров совсем не юный - 41 год. Тем не менее среди великого множества игроков детей - миллионы. Это значит, что их, так или иначе, надо защищать от всякого непотребства, которое порой содержится в развлекательно-игровых программах. Но вот в чем вопрос: как разобраться, скажем, родителям, что собой представляют компьютерные игры, за которыми их чада порой проводят многие часы?

Вот уже десять лет как во Франции их по-особому маркируют. В полном соответствии с "европейской рейтинговой системой видеоигр" PEGI. Каждая игра, прежде чем попасть на полки магазинов, должна пройти экспертизу PEGI. После издатель обозначает на коробке с игрой, во-первых, разрешимые возрастные пороги - старше 3, 7, 12, 16 или 18 лет. Во-вторых, одну или несколько пиктограмм, которые предупреждают о ее содержании. К примеру, если там сцены насилия, нецензурная брань, секс. Таким образом родители могут оградить своих чад от нежелательной видеоразвлекаловки на ранней стадии.

41 год - таков средний возраст французских геймеров

Однако, как считают во Франции, этого недостаточно. С тем чтобы папы и мамы лучше ориентировались в море разливанном видеоигр, а их носители ведь не только продаются в магазинах, но и скачиваются из Интернета, здесь вот уже лет пять существуют два официальных сайта, которые призваны помогать родителям. На одном, а это pedagojeux.fr, им подробно объясняется, каким образом на компьютерах, консолях разного типа и прочих носителях активизировать системы родительского контроля, который бы автоматически отсеивал запрещенные игровые программы. На другом вспомогательном сайте подробно рассказывается о том, что собой представляют практически все имеющиеся на мировом рынке видеоигры. Причем рецензии составлены профессиональными психиатрами, которые среди прочего предупреждают о таящихся в играх опасностях для психики детей, если таковые ими обнаружены.

Что касается правового регулирования видеоигр, то каких-то отдельных законов в этой области во Франции пока не принимали, хотя проблема неоднократно дискутировалась. Дело в том, что здесь видеоигры считаются одним из информационных носителей, таких как кассеты, книги, видеодиски, на которые распространяются статьи Уголовного кодекса, запрещающие их продажу несовершеннолетним, если содержат порнографию, сцены, где унижается человеческое достоинство, разжигается расовая ненависть и т.д. Однако, по мнению депутата французского парламента от Союза в поддержку народного движения Жерара Дарманена, этого недостаточно. В конце прошлого года он выступил с инициативой ввести особый регламент, вплоть до полного запрета для видеоигр, отличающихся высоким градусом жестокости и насилия.

бразилия

Не пройдет и полгода...

При минюсте создана спецбригада "оценщиков"

Иван Карташов, "Российская газета", Бразилиа

В Бразилии сам ребенок может приобрести в магазине исключительно те видеоигры, которые соответствуют его возрасту. Купить что-то "для старших" может только родитель.

Разрабатывая систему такой классификации, министерство юстиции Бразилии исходило из шести возрастных категорий: "без ограничений", детям старше 10, 12, 14, 16 и 18 лет. Она действует и на видеоигры, которые продаются на дисках в магазинах и лотках, а также при их покупках через Интернет. При бразильском минюсте существует специальная команда "оценщиков", которая просматривает фильмы, играет в игры и присваивает им свою возрастную категорию. Для оценки конкретного продукта здесь используют одни и те же основные характеристики - наличие насилия, курение табака, прием алкоголя и наркотиков, использование нецензурной лексики и прочее. Сегодня этот процесс может занимать довольно длительное время, но без него на бразильский рынок не выйти.

Представители того же министерства следят и за исполнением закона. Они периодически инспектируют магазины, где можно купить видеоигры. А с помощью специального программного обеспечения наличие необходимой классификации просматривается и в интернет-магазинах. При обнаружении серьезных нарушений в дело вступает прокуратура. Нерадивому продавцу за неисполнение закона может грозить не только штраф внушительных размеров, но и изъятие лицензии на ведение торговой деятельности.

Справка

Не так давно Бразилия вступила в Международную коалицию возрастного рейтинга, которая объединяет европейскую и американскую оценочные системы видеоигр и другого развлекательного программного обеспечения. Для полной адаптации к ней бразильцы дали производителям полгода.

Эта система упрощает и удешевляет процесс регистрации для самих разработчиков. Заполнив анкету, они автоматически могут выйти на рынки 36 стран, участвующих в этом проекте. У государственных органов остается только функция надзора и реагирования на жалобы родителей.

южная корея

Возрастных ограничений нет

Любой школьник может купить любой "навороченный" гаджет

Олег Кирьянов, "Российская газета", Пусан

Корейцы известны своей тягой к всевозможным IT-новинкам. В полной мере это касается и сферы видеоигр, где Страна утренней свежести является одним из мировых лидеров. В целом же корейцы - большие фанаты компьютерных игр. Играют в них многие, в том числе и взрослые. О высоком уровне подкованности корейцев по части игр можно судить хотя бы по количеству победителей во всевозможных международных соревнованиях.

Правда, есть и оборотная сторона этой тяги к играм. Чрезмерное увлечение такими игрушками уже давно превратилось в серьезную общественную проблему. А решить ее не так-то просто: учитывая "продвинутость" страны в техническом плане, когда самый обычный смартфон на деле является очень "навороченным" аппаратом.

Тем не менее Корея - по крайней мере, пока - не дошла до возрастных ограничений по части продажи видеоигр. Фактически любой школьник может купить любую понравившуюся игру. Другой вопрос, что в легальной продаже игр, содержащих "запрещенные элементы" (истязание людей, убийства, порнография) нет.

Правительство Южной Кореи, несмотря на все побочные эффекты, отнюдь не пытается сдерживать развитие индустрии. Даже наоборот, корейские чиновники уже давно поняли, что "если смотреть на вращающиеся в сфере деньги, то это уже давно не игрушки". Сфера компьютерных игр является одной из серьезных статей экспорта. На поставках соответствующего контента в другие страны Корея зарабатывает ежегодно более миллиарда долларов в год. Кроме того, в стране ежегодно проводится одна из крупнейших в мире выставок компьютерных игр - G-STAR. Только в прошлом году в ней приняла участие 531 компания из 32 стран мира. Что характерно, от Кореи там было рекордное количество фирм-участников - 381, что еще раз подтвердило как популярность этого направления в стране, так и уровень развития данной сферы экономики.

израиль

Джойстик с камнями и бомбами

Геймеров ограждают от ловушек террористов

Захар Гельман, Тель-Авив

На Ближнем Востоке битва за умы подростков продолжается. Одни целенаправлено пытаются обучать детей убивать. Другие - не всегда успешно отбирают у школьников оружие. Причем далеко не всегда игрушечное. Фото: REUTERS

В еврейском государстве запрещены к распространению все компьютерные игры, пропагандирующие насилие как таковое.Так, под запрет попали разработанные ливанской шиитской экстремистской организацией "Хезболла" стрелялки, именуемые "Спецназ". Суть игры в уничтожении "сионистского врага", под которым понимаются все евреи. В этой откровенно человеконенавистнической игре мишенями служат портреты израильских лидеров. Игрок окажется победителем, если сожжет израильский флаг и разрядит арсенал в голову Ариэля Шарона.

Наряду со "Спецназом " от "Хезболлы" под запретом остается и почти "безобидная" хамасовская "Интифада", в которой игрокам предлагается попасть кулаком в лицо израильскому солдату. Сирийская видеоигра "Метатели камней", к которой приложили руку американцы, предоставляет игроку возможность отбиваться камнями от "полчищ" израильских солдат.

Кстати

"Все запрещенные в еврейском государстве игры, снабженные соответствующими звуковыми эффектами и демонстрирующие жестокое виртуальное кровопролитие, - в принципе опасны для детской психики", - сказал корреспонденту "РГ" Борис Полещук , детский психолог одной из местных больничных касс. "Важно заметить, - продолжил свою мысль доктор Полещук, - что согласно израильскому законодательству подобные игры запрещены в принципе, независимо от того, кто фигурирует в качестве врага - палестинцы, немцы, представители племени бамба-юмба, человекоподобные инопланетяне или животные".

Автор: Мария Купцова

Источник: "Российская газета"

 

Наши друзья