Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа: Укрепление традиционных семейных ценностей — основа духовного возрождения общества

21 октября 2014 Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа: Укрепление традиционных семейных ценностей — основа духовного возрождения общества

Выступление на международной научно-практической конференции «Семья и семейные ценности в современном обществе»

В 2013 году мы торжественно отмечали 1025-летие первого Крещения Руси, а в 2015 году в России, и не только в ней, будет широко отмечаться1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира.

С 2010 года этот праздник вышел и на государственный уровень, подобно Дню славянской письменности и культуры (в православном календаре — День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия). Указом Президента РФ в День памяти равноапостольного князя Владимира установлен новый российский праздник — День Крещения Руси, который празднуется всенародно. Более 1000 лет назад у берегов Днепра произошло событие, изменившее для нас весь ход истории. Равноапостольный князь был не только просветителем и крестителем, он был любящим отцом для своего народа, подвигнувшим его державной рукой на путь в Царствие Небесное. Святому равноапостольному князю Владимиру мы обязаны духовным рождением нашего народа. Не по плоти, а по духу — Бог через него призвал народ наш из тьмы к свету, ко Христу.

Нет сомнений в том, что историческая роль князя Владимира совершенно уникальна. И все, что мы имеем: сокровище веры, духовную культуру нашего народа и всю последующую историю, освященную Церковью, — мы бы не имели, если бы Господь не воздвиг этого святого, который взял на себя крест, сделав исторический выбор и совершив настоящий поворот истории. Россия почти тысячу лет прожила в условиях главенства православных ценностей. И именно эти ценности сформировали традиционную семью как добровольный, построенный на принципах взаимоуважения и взаимопомощи союз мужчины и женщины, вступивших в законные отношения с целью совместного проживания, рождения и воспитания детей.

Одна из угроз современному обществу, которая уже переступила порог XXI века, является утрата традиционных семейных ценностей. В настоящее время происходит размывание самого понятия семья. Сегодня мы становимся свидетелями того, как в цивилизованных странах попираются семейные ценности якобы под различными благовидными предлогами защиты прав и интересов человека. Западные образцы «семейного счастья» дают нам образчики псевдосемейных отношений. Нас пытаются убедить, что имеют право на жизнь и нетрадиционные семьи. Страшно говорить и думать, что сегодня во многих странах эти отклонения от нормы закреплены на законодательном уровне и имеют прямую поддержку государства.

В Европе и США практически повсеместно разрешаются однополые браки, пропагандируется так называемая «свободная любовь». В Молдове, в след за США, не так давно был одобрен законопроект о недопустимости использования в официальных документах слов «мама» и «папа». Эти такие теплые и родные для нас слова подменяются обезличенными словами «родитель номер 1» и «родитель номер 2». На мой взгляд, общество, в котором попираются традиционные семейные ценности, установленные Самим Богом в Его Заповедях, обречено на крах и самоуничтожение.

В этой связи государственным и общественным деятелям в России надо внимательно следить за всеми предложениями и изменениями в законодательстве. Особенно, если эти инициативы исходят из международных норм. Россия, несмотря на множество проблем в последние годы, все-таки смогла отстоять свое право на традиционную семью. Что-то поменялось в умах людей и, конечно же, это не может не радовать. Возрождение традиционных ценностей, в т. ч. и семейных, их продвижение во всех сферах жизни является одной из важнейших задач духовного становления нашего общества. Наша конференция, это тоже заявление о необходимости сохранения традиционных ценностей, заявление о всесторонней поддержке нравственно и духовно здоровых и желательно многодетных семей. Только гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та среда, где закладывается будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие. Только через созидание новой, обновленной в соответствии с заповедями Христовыми жизни, на основе милосердия, справедливости, уважения и бережного отношения к институту семьи и брака возможно его обновление и становление во всем мире.

Однако работы в этом направлении еще очень и очень много. Кризис, происходящий в современных условиях общественных трансформаций и затронувший семейно-брачные отношения, выразился в деформации семейных ценностей у большинства населения. Кризис также выразился в изменении самой семьи и отказом от единой модели семьи для всех групп населения. И это очень серьезные изменения, произошедшие в сознании людей, особенно в сознании молодого поколения. Необходимо признать, что сегодня семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для многих молодых людей. Построение семьи перестало рассматриваться как главная задача каждого человека, как причина, вдохновляющая его к труду, осмыслению и полному изменению своей жизни. Семья стала какой-то не интересной, повседневной рутиной. Социальные катастрофы привели к такой ситуации, когда даже в существующих семьях утрачены основные навыки совместной жизни. Разрушение традиционных связей родителей с детьми, принижение значимости материнства и отцовства по сравнению с успехами в построении карьеры ведут к взаимному отчуждению. А попытки введения ювенальных технологий предполагают полное разрушение семейных связей, шантаж родителей, развращение детей, вседозволенность, которую взрослые не могут пресечь, опасаясь судебного преследования со стороны своих чад.

Необходимо самым тщательным образом отслеживать характер многих положений документов о семье, размытость формулировок в них, которые можно трактовать как в пользу семьи, так и ПРОТИВ! Так, например, очень осторожно нужно подходить к такому расплывчатому и неопределенному термину как «гуманистические ценности», особенно с учетом того, что на практике он нередко противопоставляется ценностям религиозным. Крайне странен критерий «равноправности отношений между… родителями и детьми». Разумеется, у каждого гражданина одни и те же базовые права, но внутри семейной жизни родители и дети вовсе не «равноправны» и, более того, модель «равенства» детей и родителей неблагоприятна для нормального развития ребенка. Это своеобразные игры в демократию: когда на семейном совете решается вопрос, на что потратить зарплату, ребенок настаивает на покупке игрушек и конфет, вместо еды и теплой одежды на зиму. А когда ему отказывают, бежит жаловаться на ущемление законных прав и интересов. Критерий «родительской компетентности» также вызывает много вопросов.

Мягко говоря, странно выглядит предложение сторонников ювенальных технологий уменьшить число абортов за счет «разработки и внедрения информационно-образовательных программ для специалистов и населения, особенно подростков и молодежи». Эту формулировку можно истолковать только как указание на введение т.н. «сексуального образования» детей и молодежи, когда, под предлогом профилактики абортов, детей обучают т.н. «безопасному сексу» и т. п., что противоречит нравственным ценностям, убеждениям, в том числе и религиозным взглядам многих семей. Русская Православная Церковь однозначно считает, что образование детей должно быть ориентировано на нравственное поведение и воздержание от преждевременной сексуальной жизни, и выступает против подобных программ.

В этой связи я хотел бы отметить, что семейные ценности в странах Средней Азии лучше сохранены, чем в России, и имеют большую устойчивость к негативным вызовам современности. Опыт Узбекистана и других стран Средней Азии по встраиванию традиционных социальных институтов, в т. ч.семьи, в современные форматы государственного управления заслуживает самой высокой оценки, внимания и представляет исключительную ценность для выработки мер по сохранению и развитию семейных ценностей в России. Чтобы разрушить и разорить страну достаточно лишить народ его опоры, разорить и осквернить его верования, традиции и святыни, т. е. уничтожить его культурные традиции, подорвать его устои. И этот процесс происходит на наших глазах. Только понимание истинной картины событий позволяет по-новому взглянуть на окружающую нас действительность, понять и признать ответственность каждого за судьбу нашей страны и наших детей. Позволю себе еще раз повторить, что единственный прямой путь к сохранению нашего народа — это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре.

Ярким примером христианской семьи является семья Царственных страстотерпцев. В радости и в горе, в благополучии и в гонениях святые Царственные страстотерпцы всей душой сохранили семью до мученической смерти. Именно в таких семьях сегодня наш народ может и должен черпать силу. Физически здоровая и духовно крепкая семья — основа полноценного общества. Каким будет завтра наш мир, во многом зависит от того, какими мы воспитаем наших детей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Пройдет не так много лет, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние студенты и школьники. Какие внутренние принципы будут диктовать их поступки? Чем они будут руководствоваться при принятии важных решений? Ответы на эти вопросы волнуют многих, ведь от них зависит наше завтра». Святейший Патриарх обращает внимание на то, что сегодня необычайно важное звучание приобретает тема помощи молодежи в ее поисках высшей справедливости, собственного «я» и вечных, непреходящих идеалов жизни.

Несмотря на кризисные явления, старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь — это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в нашей стране уже через несколько лет. К 18–20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки.

В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи. Обобщая данные этих исследований, можно сделать вывод, что семейным ценностям молодежь отводит большое место в жизни. Позитивным следует считать наличие у различных категорий молодого поколения ориентации на семейный образ жизни. Мотивами вступления в брак остаются базовые супружеские ценности — любовь, рождение и воспитание детей в семье, доверительное общение с близким человеком. Высокий рейтинг имеют у молодых и материальные ценности — в том числе и как средство достижения семейного благополучия. Нравственные и моральные ценности почти не входят в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей, прежде всего, с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.

Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой совокупность из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т. д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества. И какова она будет, во многом зависит от воспитания в семье и школьного образования.

Формирование семенных ценностей должно начинаться еще в детстве. Это целенаправленный процесс, направленный на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье — это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Особенно важно формирование общественного мнения в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни общества.

Для современной молодежи необходим курс по семье, который был еще в дореволюционной школе. К счастью, можно сказать, что сегодня такой курс разработан — это «Нравственные основы семейной жизни» для 10–11 классов. Учебники и методическое обеспечение к ним есть. Учебные пособия получили высокую оценку у широкой научной и педагогической общественности: им был присвоен гриф «Допущено» Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ и гриф Издательского Совета РПЦ, их авторы стали победителями Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Основной миссией этого курса является подготовка молодых людей к созданию крепкой и гармоничной семьи. В рамках осуществления этой миссии решаются задачи предотвращения пробных браков, распада семьи, абортов, отказа родителей от воспитания собственных детей, нарушения иерархии семейных отношений и многие другие.

Разработка учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» — это яркий пример соработничества государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, т. к. осуществлялась на основе объединения усилий светских ученых и богословов, занимающихся решением проблем в области воспитания и представляющих различные регионы нашей страны (Белгород, Ульяновск, Самара, Екатеринбург, Москва, С.Петербург).

 

Только в школе и в семье закладывается тот прочный фундамент нашего нравственного кода, который, веками питаясь благодатью Православия, спасает наше общество от духовного разложения и деградации.

Все мы, чада Русской Православной Церкви, помня святого равноапостольного князя Владимира, должны предпринять подвиг духовного преображения, вернуть в жизнь народа православное мировоззрение, обращая основное внимание на воспитание молодого поколения. Я думаю, будет лучше, если все дети станут воспитываться и жить по заветам святого князя Владимира. Да и вообще князь всем нам важен тем, что он поменялся. Из варвара-язычника, из жестокого воина-убийцы, из владельца целого «гарема» он превратился в того, кого народ с любовью именовал «Красным солнышком». Чудо подобного преображения, происходящее в нас, в нашей душе, в нашей жизни — лучшая дань памяти святому правителю древней Руси…

Мы ведь сплошь и рядом не меняемся. Исповедуемся, порой, со слезами на глазах, но любим себя с грехами вместе, и оттого ничего не меняем в жизни. Князь Владимир же изменился! Князь Владимир был от этих идеалов одно время весьма далек, но любовь к правде и красоте, решимость покориться Истине помогли ему совершенно преобразить свою жизнь, и он не посчитал, что это уже поздновато делать, и не оглянулся на то, что скажут его дружинники, другие князья. Прежде всего, надо начать с себя. Неплохо бы нам помнить слова князя: «Кто друг мне, тот крестись». Только будем помнить еще, что крещением мы называем не только трехкратное погружение в купель, но и приобщение ко Христу, добрую жизнь в согласии с Ним, какой бы скорбной, трудной и мучительной порой она ни была в этом мире, лежащем во зле. В ХХI веке мы должны с верой, надеждой и любовью смотреть в будущее, дабы «Господь благословил люди своя миром», чтобы добрые семена приносили свои плоды, а образ князя Владимира и память его стали дополнительным объединяющим началом в нашем обществе.

Призываю Божие благословение на Вас.

Источник: союзправославныхженщин.рф

 

Наши друзья